5 приемов работы малого и среднего бизнеса в соцсетях

Помощь малому бизнесу от государства: 4 варианта

Небольшое дело, которое дарит своему владельцу финансовую независимость — мечта каждого нежелающего работать на дядю.

К сожалению, не каждый может похвастаться наличием приличной суммы на счету для старта задуманного проекта.

Конечно, всегда есть выход. В этом случае их несколько — потерпеть и заработать капитал, взять кредит или взаймы у родственников / друзей / знакомых, найти инвесторов.

Обратите внимание

Но также есть такой вариант, как помощь малому бизнесу, которая бывает нескольких видов.

Итак, сегодня мы поговорим о том, как поддерживает наше государство развитие начинающих и опытных предпринимателей.

Помощь государства малому бизнесу: организационная система поддержки предпринимателей

Главным регулирующий актом, на который нужно опираться в вопросах нашей статьи, является Федеральный Закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

С его полным текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144

Также в каждом регионе действует свой орган, который отвечает за реализацию мероприятий помощи предпринимателям.

Полный их перечень размещен на официальном сайте Министерства экономического развития РФ в разделе «Малый бизнес»: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness

Почему так важно поддерживать предпринимателей?

Так, в России только благодаря малому и среднему бизнесу работой обеспечено более 16 миллионов граждан (а это четверть всего занятого населения).

К тому же 20% ВВП приходится именно на МСП, хотя в мире этот показатель приближается к 35%, поэтому нам есть куда стремиться.

Роль МСП в экономике целой страны очень существенна. Тезисно расскажем о его важности:

  • создание новых рабочих мест;
  • формирование здоровой конкуренции на рынке и адекватное ценообразование на товары и услуги;
  • поступления в бюджеты всех уровней;
  • заполнение тех ниш, куда не может вписаться крупный бизнес (предоставление бытовых услуг населению, мелкий опт, маркетинг).

Но владельцам малого и среднего бизнеса приходится постоянно сталкиваться с проблемами и трудностями:

  • экономическая нестабильность в стране;
  • недостаток финансовых ресурсов как для открытия, так и для развития дела;
  • большое налоговое бремя и сложность составления бухгалтерской отчетности;
  • постоянные изменения в законодательстве;
  • недостаток кадров (квалифицированные специалисты предпочитают работать на «акул» бизнеса, игнорируя предпринимателей);
  • сложность в получении кредитов (не каждый банк желает связываться с малым предприятием).

Согласитесь, не каждый опытный бизнесмен сможет противостоять вышеописанным трудностям, что тогда говорить о новичках.

Именно поэтому государство должно обеспечивать помощь предпринимателям.

В ушедшем 2016 году из бюджета РФ на поддержку МСП было выделено более 11 миллиардов руб.

Но, к сожалению, размер помощи малому бизнесу от государства имеют тенденцию к снижению.

Важно

Так, в 2014 в поддержку МСП было выделено около 20 миллиардов руб., а уже в 2015 — 17 миллиардов. В 2016 году из федерального бюджета планировалось предоставить финансовую помощь в размере почти 15 миллиардов, но по факту получилось 11 миллиардов.

В 2017 году эта тенденция к уменьшению финансовой помощи сохраняется. Государство готово предоставить всего 7,5 миллиарда руб.

Поэтому тем, кто рассчитывает на поддержку своего бизнеса, придется приложить немало усилий, что ее заполучить.

Структура расходов на помощь малому бизнесу в 2017 году выглядит таким образом:

РасходыСумма, млрд
Образование инфраструктуры для развития МСП 3,06
Мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований 0,74
Создание и развитие информационно-консультационной поддержки 0,72
Создание инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей свою деятельность в области инноваций и промышленного производства 0,69
Завершение объектов капитального строительства 1,6
Содействие развитию молодежного предпринимательства 0,23
Создание многофункциональных центров для бизнеса 0,135

С цифрами и фактами мы разобрались, но в чем же заключается помощь малому бизнесу от государства?

Итак, есть такие формы поддержки МСП:

  • финансовая — предоставление денежных ресурсов на открытие и развитие малого бизнеса (компенсации, субсидии, гранты, льготные кредиты);
  • имущественная — предоставление предпринимателям государственного имущества на правах пользования (земельные участки, производственные помещения);
  • информационно-консультационная — формирование информационных систем, а также бесплатные консультации по поводу ведения бизнеса (тренинги, семинары, курсы);
  • инфраструктурная — формирование комфортных условий для ведения бизнеса, а также создание бизнес-инкубаторов, многоцелевых фондов, центров предпринимателей;
  • организационная — помощь в участии в выставочных мероприятиях и ярмарках.

Помощь малому бизнесу: кто может рассчитывать?

Приоритетными направлениями, которым государство готово помогать, признаны:

  • область продовольственного и промышленного производства;
  • сельское хозяйство;
  • инновации;
  • предоставление бытовых, коммунальных услуг;
  • здравоохранение;
  • туризм, в частности экотуризм;
  • народное ремесло и творчество.

Помощь малому и среднему бизнесу: 4 вида

В целом можно выделить 4 вида материальной помощи малому и среднему бизнесу от государства. Рассмотрим каждый из них.

1. Деньги от центра занятости (грант самозанятости)

В целях борьбы с безработицей и неформальной занятостью государство готово предоставить одноразовую финансовую помощь на открытие малого бизнеса.

Размер помощи в 2017 году составляет 58,8 тысячи руб.

Если ваше дело сможет обеспечить работой одного или нескольких граждан, то грант самозанятости может быть увеличен на 58,8 тысячи руб. на каждого принятого работника.

Действие этой программы распространяется исключительно на открытие индивидуального предпринимательства и не может быть применено для:

  • несовершеннолетних (до 16 лет) и пенсионеров;
  • студентов очной формы обучения;
  • действующих ИП или основателей ООО;
  • граждан с инвалидностью, относящейся к нерабочей группе;
  • молодых мам, находящихся в декретном отпуске;
  • тех, кто работает по трудовому договору;
  • тех, кто отказался от предложенной в центре занятости работы.

Помимо документов, которые необходимо подать для того, чтобы встать на учет в центр занятости, для получения от государства помощи малому бизнесу от вас понадобится:
<\p>

  • заявление;
  • копия банковского счета;
  • бизнес-план проекта.

Если вы безработный, и желаете получить стартовый капитал, чтобы начать свое дело, от вас понадобится проделать такие шаги:

Итак, ваша заявка одобрена, после этого с вами заключат договор о том, что вы получили деньги на открытие дела. Полученные средства должны тратиться только по целевому назначению и двигаться нужно строго по плану.

В установленные центром занятости сроки вам нужно явиться для предоставления отчетов о потраченных средствах.

В случае нарушения условий договора (нецелевое использование, прекращение предпринимательской деятельности раньше срока) вам придется полученную помощь.

2. Гранты для начинающих предпринимателей

Такой вариант помощи малому бизнесу от государства подходит тем, у кого есть некоторая сумма на его открытие и развитие.

То есть фонды готовы компенсировать часть затрат на открытие дела в размере до 500 тысяч руб.

Схема получения гранта такая:

  1. Составление стратегии.

    Сюда входит составление подробного бизнес-плана, который будет затрагивать производственные, организационные, финансовые, маркетинговые вопросы.

  2. Изучение государственных фондов.

    На сайте министерства можно найти органы и фонды, которые готовы поддерживать начинающих предпринимателей.

    Ознакомьтесь с направлениями и требованиями к кандидатам, по которым работают организации.

  3. Подготовка документов и составление заявки.

    К этому этапу нужно подойти со всей ответственностью, ведь при отсутствии даже одного документа или при неправильно заполненной заявке комиссия может отклонить вашу кандидатуру.

  4. Отправка заявки и ожидание решения комиссии.

    Комиссия составляет определенную балльную систему, по которой оценивает присланные проекты.

    Тот, кто наберет наибольшее количество баллов, и станет получателем гранта.

Расходовать полученные средства можно на покупку оборудования, оснащения, сырья, покрытие аренды, но не для выплаты зарплаты работникам. В любом случае использование денег должно быть целевым.

Совет

Получить такой грант на открытие малого и среднего бизнеса, к сожалению, могут далеко не все.

Государство для рационального распределения денежных ресурсов может определять различные требования к кандидатам:

  • предпринимательский возраст не более 2-х лет;
  • прохождение базовых курсов по предпринимательской деятельности;
  • бизнес не должен быть связан с игровой, банковской, страховой деятельностью, а также оказанием посреднических услуг и перепродажей товаров;
  • отсутствие долгов перед государством;
  • трудоустройство определенного количества человек.

Также государство может дать таким категориям граждан:

  • сокращенные с прежнего места работы;
  • выпускники вузов;
  • матеря-одиночки;
  • военные в отставке;
  • инвалиды.

Идеи, которые комиссия будет рассматривать для выдачи грантов:

  • инновации;
  • социально значимые отрасли;
  • сельское хозяйство;
  • экспортоориентированное производство;
  • образование;
  • туризм;
  • реклама, маркетинг.

3. Кредит на льготных условиях

Получить кредит в банке — это довольно сложная и кропотливая работа, которая не всегда заканчивается успехом.

Поэтому почему бы не попытать счастья и не попросить взаймы у государства, но на льготных условиях?

Суть получения льготного кредита сводится к следующему:

  1. Гарантийная поддержка кредитования осуществляется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
  2. По состоянию на настоящий момент год льготные ставки для кредитования малого бизнеса составляют 11%, для среднего — 10% (для сравнения: взять кредит на обычных условиях можно под 24-25% годовых).
  3. Максимальный размер займа — 1 миллиард руб., а срок — 3 года.
  4. Кредиты выдаются тем предпринимателям, у которых успешная деятельность длится около полугода.
  5. Кредиты не выдаются тем, кто находится на грани банкротства, у кого есть непогашенные долги и сомнительная кредитная история.

Кредит на льготных условиях может быть выдан на такие цели:

  • увеличение оборотных средств;
  • покупка недвижимости и транспорта для ведения бизнеса;
  • участие в госзаказах.

4. Субсидирование малого и среднего бизнеса

Помощь малому бизнесу от государства в виде субсидирования осуществляется на основании Постановление Правительства РФ №1605: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173683

Для тех, кто не знает: субсидии — это получение определенной суммы средств на конкретные цели.

https://www.youtube.com/watch?v=axVd1jeo_do

Как правило, деньги выдаются на безвозмездной и безвозвратной основе. В отличие от гранта, суммы которого поступают траншами, субсидия поступает одной суммой сразу.

Для помощи малому и среднему бизнесу выдаются такие виды субсидий в следующих размерах:

Вид субсидииСумма
Субсидии на возмещение процентов по кредиту Компенсация 3/4 ключевой ставки ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора (до 5 миллионов руб. и не более 70% от фактически произведенных затрат)
Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 5 миллионов руб. (но не более 30% стоимости предмета лизинга)
Компенсация части затрат, связанных с обучением и (или) повышением квалификации работников 75% от стоимости обучения, но не более 90 тысяч руб., на каждого обученного работника
Возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) 100% уплаченного взноса (аванса) договора лизинга оборудования, но не более 3 миллиона руб.

В разных регионах размеры субсидий могут отличаться, но вот схема их выдачи примерно одинаковая:

  1. Проверка на соответствие требований:
    • срок деятельности предприятия не более 2-х лет;
    • отсутствие задолженности;
    • сам кандидат способен покрыть расходы на реализацию проекта в размере 50% от общей суммы.
  2. Подача заявки
  3. Прием заявки
  4. Конкурсный отбор
  5. Получение субсидии, предоставление отчетов по целевому использованию помощи малому бизнесу.

Новая государственная программа даёт возможность начинающим

Читайте также:  Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

предпринимателям открыть свой бизнес.

Как получить эту помощь подробно рассказывается в видео:

Программа помощи малому бизнесу

В 2017 году будут действовать такие программы помощи малому бизнесу от государства:

  • «Кооперация» — можно получить до 20 миллионов руб. на развитие бизнеса, а именно: улучшение качества производимого товара или предоставляемой услуги;
  • «Развитие» — максимальный размер помощи малому бизнесу может составлять 15 миллионов руб., которые необходимо потратить на усовершенствование производства и создание новых рабочих мест;
  • «Старт» — осуществляется в 3 этапа: 1 миллион руб., 2 миллиона руб. и 3 миллиона руб. Эта программа помощи малому бизнесу ориентирована на создание новых продуктов и технологий.

На этом предложенный перечень не заканчивается, так как существует множество других программ, а также фондов, которые оказывают поддержку предпринимателям.

Помощь малому бизнесу не ограничивается лишь государством. Есть множество иностранных, венчурных, инвестиционных фондов, которые готовы сотрудничать с молодыми и перспективными предпринимателями.

Нужно лишь стучать во все двери, а не ждать, что кто-то сам пожелает спонсировать вашу идею.

Конечно, больше шансов добиться успеха у тех, кто производит социально значимый продукт или сделал инновационный прорыв. Но опять же все в ваших руках, поэтому не ленитесь и начните действовать.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Источник: http://biznesprost.com/interesno/pomoshh-malomu-biznesu.html

Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность — Малый и средний бизнес

Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства

В рамках данного направления решаются следующие задачи:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями;
  • мониторинг практики применения специальных налоговых режимов и подготовка на этой основе предложений по внесению изменений в налоговое законодательство;
  • расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
  • упрощение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства;
  • совершенствование трудового законодательства в части регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства

Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года.

В конце 2016 года утверждена новая редакция правил предоставления и распределения данных субсидий.

Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания.

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя:

  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • микрокредитные организации;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • центры инноваций социальной сферы;
  • центры кластерного развития;
  • региональные центры инжиниринга;
  • центры прототипирования;
  • центры сертификации, стандартизации и испытаний;
  • центры народно-художественного промысла;
  • центры поддержки экспорта;
  • многофункциональные центры для бизнеса;
  • промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
  • технопарки;
  • частные промышленные парки;
  • бизнес-инкубаторы.

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества.

Реализация части «прямых» мер господдержки предусмотрена в рамках программ развития МСП монопрофильных муниципальных образований. Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям.

Кредитование малого и среднего предпринимательства

Минэкономразвития России осуществляется  комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системыпредоставления поручительств и независимых гарантий субъектам МСП в рамках программы поддержки Минэкономразвития предусмотрены мероприятия по  созданию и развитию фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), деятельность которых регулируется принятым приказом Министерства.

Обратите внимание

Кроме того, для расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года.

В рамках реализации НГС совершенствуется процедуры взаимодействия с предпринимателями,  повышается эффективность использования ресурсов, разрабатываются новые гарантийные продукты.

Система предусматривает внедрение трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП:

Первый уровень – АО «Корпорация «МСП»: предоставление гарантий для средних и крупных проектов, а также поручительств в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»);

Второй уровень – АО «МСП Банк»: Предоставление гарантий в рамках «поточных» технологий;

Третий уровень – Предоставление поручительств региональных гарантийных организаций в рамках «поточных» технологий.

Для снижения процентной ставки по кредитам субъектам МСП АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется «Программа 6,5».

 Размер процентной ставки для конечного заемщика по данной программе составляет до 9,6% для средних предприятий и до 10,6% для малых предприятий.

Важно

В программе участвуют 32 уполномоченных банка, ее работа координируется советом директоров Корпорации МСП под председательством Министра экономического развития РФ Максима Орешкина.

Помимо этого, большая потребность в заемных средствах наблюдается у микробизнеса, у которого по тем или иным причинам нет возможности использовать традиционные банковские продукты (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.).

Для этого в рамках программы поддержки МСП большое внимание уделяется развитию микрокредитных организаций, предпринимательского финансирования, создаваемых в рамках программы развития МСП. Такие МКО предоставляют микрозаймы до 3 млн. рублей сроком не более 3-х лет.

При этом ставка для заемщика не должна превышать 10%.

Международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса

Минэкономразвития России развивает международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства в том числе,  участвуя в деятельности следующих организаций: ОЭСР, ОЧЭС, ШОС, АТЭС, БРИКС, Союзное Государство (Рабочая группа по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном Государстве),  СНГ (Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ), Евразийская экономическая комиссия (Консультативный комитет по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии).

Международный диалог также осуществляется в двухсторонних форматах с рядом стран:

  • Финляндия — Рабочая группа по предпринимательству (малым и средним предприятиям) Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству;
  • Австрия — Рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства Смешанной Российско-Австрийской Комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству;
  • Италия — Российско-Итальянская Рабочая группа по промышленным округам, сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса;
  • Франция — Рабочая группа по инвестициям и модернизации экономики при Российско-Французском Совете по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК);
  • Япония — Меморандум с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии (О создании платформ по сотрудничеству в сфере малого и среднего предпринимательства);
  • Китай — Меморандум с Министерством коммерции КНР.

В рамках международного направления проводится работа по координации деятельности специализированной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – центров поддержки экспорта.

Источник: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/?WCM_PageSize.e1149488-9c28-4490-bb77-fd1587334de5=40

Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши – всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории.

Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года.

Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию.

Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%.

Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ, в сумме свыше 49%.

Вид предприятияМикроМалоеСреднее
Численность сотрудников до 15 (включая ИП) от 16 до 100 от 101 до 250
Предельный доход (млн. руб.) 120 800 2000
Количество на 01.08.2016

Источник: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/malyiy-biznes-osobennosti/

Ненужные услуги

Чиновники ориентированы на оказание помощи максимальному числу предпринимателей, даже если меры поддержки никак не отразятся на динамике реального бизнеса

Федеральный бюджет ежегодно тратит на поддержку малого и среднего бизнеса миллиарды рублей — более 100 млрд с 2010 года.

Если посмотреть на созданную в России при участии Минэкономразвития инфраструктуру поддержки предпринимательства, то она покажется очень разветвленной — около 700 различных центров, фондов и других организаций.

Есть региональные центры инжиниринга (РЦИ), кластерного развития (ЦКР), поддержки предпринимательства (ЦПП), поддержки экспорта (ЦПЭ) и много других.

Они оказывают предпринимателям услуги бесплатно или на условиях софинансирования: проводят технический, финансовый или управленческий аудит, содействуют в получении господдержки или маркетинговых услуг, помогают разработать программу модернизации, технического перевооружения и развития производства. Но в большинстве регионов страны эта система работает неэффективно.

Центры, о которых идет речь, в основном поддерживают производственные предприятия, но в российском малом и среднем бизнесе их доля не так уж велика — не более 10%.

В результате между чиновниками возникает конкуренция за производственников, стремление навязать им как можно больше услуг в целях выполнения своего KPI — количественного, но не качественного.

Совет

Это неизбежно приводит к дублированию функций у разных объектов инфраструктуры поддержки. Например, и ЦКР, и РЦИ, и ЦПП предлагают услугу по составлению бизнес-плана.

Читайте также:  5 рекламных идей, обогативших своих создателей

Я видел результаты многих аудитов, проведенных такими структурами для своих клиентов, которые ни к чему не приводили — никакие реальные проекты в итоге не запускались.

В чем смысл такой работы? Мне могут возразить: мол, на основе результатов аудита можно создать программу модернизации и развития предприятия. Но, во-первых, главное для предпринимателя — возможность привлечь деньги на оборотный капитал и развитие по минимальной ставке в кратчайшие сроки.

Во-вторых, никакие рейтинги, аудиты и программы модернизации не могут убедить банки выдать кредит: им важны залоги и финансовое состояние заемщика.

Предпринимателю нужны услуги, итогом которых может стать привлечение инвестиций.

Поэтому необходимо разделять техническое консультирование (подбор технологии и оборудования, разработку технологии), услуги маркетинга и продвижения на рынке, а также услуги, направленные на финансовое развитие предприятия (аудит с рекомендациями по корректировке отчетности, разработку бизнес-плана и финансовой модели, формирование «дорожной карты» по источникам финансирования с учетом всех мер господдержки, банковский консалтинг).

Сейчас от инфраструктуры поддержки бизнеса требуют максимального охвата подопечных, а не фокуса на конкретных проектах. Отчасти это объясняется снижением расходов федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса — с 21,5 млрд руб.

в 2014 году до 7,5 млрд руб. в 2017-м. В 2017 году правительство решило «сосредоточить усилия на нефинансовых мерах поддержки» и на охвате такими мерами большего количества предпринимателей. Но такой количественный KPI не идет на пользу качеству.

Опыт показывает, что ценность услуги повышается, если предприниматель частично оплачивает ее за свой счет. В этом случае для него более важен результат, он жестче спрашивает за него.

Системе поддержки бизнеса нужны сильные сервисные структуры с опытом работы, особенно в привлечении финансирования.

Обратите внимание

Я убежден, что объем инвестиций в малые и средние предприятия должен быть главным критерием эффективности инфраструктуры поддержки, а услуги, связанные с организацией финансирования, должны оказываться по единому стандарту по всей стране.

Учитывая, что финансирование объектов инфраструктуры неуклонно снижается, наверняка встанет вопрос о возможности выхода центров поддержки бизнеса на самоокупаемость. Оказание платных услуг является очевидным выходом из ситуации. Главное, чтобы эти услуги были качественные и востребованные.

Для этого крайне необходима онлайн-система — прикладной каталог всех существующих финансовых инструментов, как коммерческих (кредиты, лизинг, факторинг, банковские гарантии), так и государственных (субсидии, гранты, займы).

Он должен быть интегрирован с существующими автоматизированными системами Минпромторга, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минсельхоза, институтов развития и крупнейших банков.

Чтобы повысить эффективность работы с инфраструктурой поддержки МСП (малое и среднее предпринимательство. — РБК), я бы дал предпринимателям три совета:

  • Четко определите конечную цель — создание нового продукта, выход на новые рынки, участие в закупках, пополнение оборотных средств, приобретение оборудования и т.п.
  • Пользуйтесь возможностями, которые дает государственная система поддержки. Консультируйтесь о ведении бухгалтерской отчетности, проведите финансовый аудит, чтобы получить рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности.
  • Не оттягивайте, занимайте активную позицию, ориентируйтесь на результат.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/business/25/04/2018/5ae076599a7947320cf55bce

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации.

Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта.

На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить государственную поддержку МСП? 

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках.

Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка.

Важно

В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», – отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты.

Так, в рамках всероссийской премии “Бизнес-Успех”, организуемой Общественной организацией “Опора России” в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс “Я – поставщик”, на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Проблемы государственной поддержки малого бизнеса

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем (Инфляция, рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ.

Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Условия поддержки малого бизнеса

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости.  Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • трудовую книжку;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • ИНН;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО.

Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане.

Читайте также:  Можно ли включить в расходы при уплате усн налог на добавленную стоимость?

Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Интересный факт! Несмотря на обширный перечень документации, основной бумагой является бизнес-план. Опираясь на него, сотрудники учреждения будут принимать решение о возможности предоставления помощи в создании своей компании. По этой причине к составлению проекта стоит подойти тщательно.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Как получить кредит на поддержку малого бизнеса от государства

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Отечественный опыт поддержки малого бизнеса

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело.  Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Интересный факт! Зарубежный опыт показал, что малый бизнес нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Помощь должна оказываться стабильно. Чтобы малое и среднее предпринимательство чувствовало себя комфортно, политика должна быть направлена в сторону поддержки сферы.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Интересный факт! В США ежегодно регистрируются больше 600 000 предпринимателей. Однако уже через 12 месяцев 500 000 из них закрывают созданные предприятия. Дело в том, что американцы очень мобильны. Почувствовав, что компания не приносит ожидаемую прибыль, они закрывают ее и начинают ведение деятельности в другой сфере.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Источник: https://promdevelop.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa/

Малый бизнес с социальным уклоном

Эльгиз Качаев: «Денег не так много, поэтому раздавать их всем подряд и смотреть, что из этого получится, на сегодняшний день не очень эффективно»

В формировании комфортной городской среды малый и средний бизнес играет не последнюю роль, не только обеспечивая город новыми рабочими местами, но и создавая определенный сервис для горожан: локальные производства, небольшие магазинчики и кафе, транспортные услуги и т.д. Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев считает, что более эффективно развивать малое и среднее предпринимательство можно за счет поддержки инфраструктуры бизнеса, а не отдельных предпринимательских проектов.

– В каких сферах сегодня работают компании малого и среднего бизнеса в Петербурге? Как изменилось количество компаний за прошлый год?

– В настоящий момент  в Петербурге зарегистрировано около 360 тыс. малых и средних предприятий. Основная часть, 228 тыс., – это микропредприятия, 19 тыс. – малые предприятия, 110 тыс. индивидуальных предпринимателей и 525 средних предприятий.

Сегодня большая часть малых и микропредприятий, около 43%, – торговые компании. На втором месте – организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (около 21%).

Чуть более 10% компаний приходится на строительство. Производственные предприятия, работающие в городе, составляют около 8,5%. Индивидуальное предпринимательство имеет схожую структуру.

Треть средних предприятий осуществляют деятельность в сфере производства.

За минувший год количество малых и средних предприятий в Петербурге увеличилось на 5% – это около 17 тыс. организаций. Самый большой прирост пришелся на такие сферы, как торговля (27%), операции с недвижимым имуществом (27%), транспорт и связь (23%).

– Какова доля малых и средних предприятий в ВРП? Сегодня много говорится о создании комфортной городской среды. Какую нишу в этом процессе мог бы занять малый и средний бизнес и какие предприятия нужны городу в первую очередь?

– Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП оценивается на уровне 25%. Нужно понимать, что малый и средний бизнес выполняет важную социальную функцию, не только формируя новые рабочие места, но и создавая определенный сервис для горожан.

Так как значительный вклад в экономику Петербурга вносит обрабатывающая промышленность, в ближайшие годы однозначно будет сделан упор на эту отрасль. На наш взгляд, также необходимо развивать малый и средний бизнес в сфере пищевой промышленности и инноваций.

Отдельное внимание будет уделено бизнесу в социальной сфере, например планируем в этом году запустить программу по созданию частных детских садов.

Совет

В сфере малого и среднего бизнеса сегодня заметен перевес в сторону торговли, поэтому развивать надо производственные и сервисные предприятия.

– Сейчас меняется подход к оказанию господдержки малых и средних предприятий. Почему было принято решение сконцентрироваться на инфраструктурной поддержке бизнеса?

– Денег не так много, поэтому раздавать их всем подряд и смотреть, что из этого получится, на сегодняшний день не очень эффективно. Поэтому мы планируем уйти от адресности и оказывать помощь в поддержке инфраструктуры бизнеса.

Основные направления такой поддержки – помощь в обучении и повышении квалификации сотрудников предприятий, поддержка при кредитовании, стимуляция к развитию технологической базы предприятий (например, в рамках программ по лизингу), помощь в оказании юридических и бухгалтерских услуг и проведении аудита.

Целое отдельное направление – поддержка бизнеса, работающего в социальной сфере. Это позволит создать для всех предприятий равные условия для развития нормальной конкуренции.

– Малые предприниматели сетуют на завышенные ставки по кредитам, которые сводят на нет рентабельность предприятий. Какую поддержку в этом направлении сегодня оказывает город – какие действуют программы кредитования, субсидирования части ставки по кредиту и т.д.?

– В следующем году мы планируем запустить программу по погашению процентных ставок по кредиту.

В настоящее время в Петербурге работает Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, который сотрудничает с 45 банками и предоставляет поручительства и гарантии по обязательствам малых и средних предприятий.

Фондом также реализуется программа микрофинансирования, по которой мелкие и средние предприятия могут получить микрозаймы в размере до 1 млн рублей на срок до года под процентную ставку 10% годовых без дополнительных комиссионных платежей.

Для обеспечения петербуржцев торговыми услугами, в том числе в целях содействия созданию магазинов по продаже продовольственных товаров повседневного спроса, в 2013-2014 годах планируется государственная финансовая поддержка малых и средних предприятий в этой сфере.

В частности, возмещение затрат, связанных с выплатой процентов по привлеченным кредитам на приобретение технологического оборудования, перечень которого будет установлен комитетом.

Размер субсидий определят путем установления нормативов финансирования затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии.

– В Петербурге существовала программа по созданию магазинов шаговой доступности. Из-за чего она свернута? Планируется ли ее воссоздать в каком-либо виде? (Особенно это актуально на фоне постепенно исчезающих ларьков.)

– Программа была закрыта из-за низкой эффективности – за пять лет было открыто всего 46 магазинов, при этом лишь 11 из них – в капитальных зданиях. Остальное – павильоны.

Обратите внимание

По результатам исследований, проведенных в октябре 2011 года, было установлено, что только восемь таких предприятий, или 17% общего количества, расположены на расстоянии более 500 м (в пешеходной доступности) от ближайших продовольственных магазинов, а 41% – в пределах 100-300 м от продовольственных магазинов.

Поэтому сейчас программа пересматривается. Возможно, она потребует переработки и введения регламентов для разных территорий – центральной части города, спальных районов и т.д.

Санкт-Петербург

Источник: http://expert.ru/northwest/2013/21/malyij-biznes-s-sotsialnyim-uklonom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector