- 5 жестких уроков проведения преобразований
- Пять правил реформ — уроки Столыпина
- № 1. Проводить преобразования системно
- № 2. Начинать с «низовых» потребностей
- № 3. Соблюдать стратегические интересы
- № 4. Проводить селекцию кадров
- № 5. Добиваться исполнения регламентов
- Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения
- В чем отличие урока-рефлексии по фгос от традиционных уроков-обобщений и повторений
- Как правильно определить цели урока-рефлексии
- Примерный план проведения урока-рефлексии
- Преобразование информации по заданным правилам
- Задача
- Решение
- Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)»
- Разработка урока «Петровские преобразования»
- Методика подготовки и проведения уроков
5 жестких уроков проведения преобразований
Фото: Mos.ru
По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»
Петру Столыпину за то короткое время, которое он провел у власти, удалось провести рекордное количество преобразований, затронувших самые разнообразные сферы жизни общества.
Проводя свои реформы в сложнейших и острейших политических обстоятельствах, Столыпин выработал систему жестких руководящих принципов, позволивших ему довести свои начинания до конца.
Эти уроки и сегодня будут актуальны для всех руководителей-реформаторов.
Талантливый политик, экономист, юрист, администратор, Петр Столыпин разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» — обещал председатель правительства. В книге «Программа реформ» он выделил 5 основных уроков проведения преобразований.
- Организационная структура: пошаговая оптимизация
Урок 1. Проводить преобразования системно. Радикальное преобразование нельзя проводить изолированно. Старая конструкция или рухнет под давлением новых веяний, либо затормозит и поглотит их.
Столыпин настаивал, что все реформы необходимо проводить в комплексе, учитывая их организационные, психологические и экономические аспекты.
Так, Петр Аркадьевич видел залогом проведения успешной реформы управления реформирование системы образования: без грамотных кадров организационная реформа обречена на провал.
Урок 2. Укрепить «низы». Прежде, чем проводить преобразования, необходимо укрепить фундамент системы: добиться, чтобы рядовые граждане были обеспечены необходимыми материальными благами.
Преобразования «сверху» невозможны без поддержки или хотя бы молчаливого одобрения «снизу», настаивал Столыпин.
Обратите внимание
Неудивительно, что сам он начал строить новое здание российской государственности не с «крыши», не с провозглашения либеральных свобод, а снизу, с обустройства самого многочисленного российского сословия – крестьянства.
Урок 3. Долгосрочные стратегические интересы должна превалировать над сиюминутными. Столыпину на своем посту довелось провести немало непопулярных реформ.
Достаточно сказать, что на его жизнь было совершено 11 покушений! Но Петр Аркадьевич всегда точно знал: нельзя уступать сиюминутному давлению и в угоде ему отказываться от общего стратегического замысла. Будущие дивиденды от преобразований обязательно покроют затраты и проблемы сегодняшнего дня.
Урок 4. Осуществить тотальную селекцию кадров.
Столыпин сформировал один из самых эффективных кабинетов министров за всю историю России. Он произвел тщательный отбор кадров, оставив на своих постах только блестящих профессионалов и знатоков своего дела.
Вся деятельность кабинета при Столыпине была подчинена единому плану, и если кто-то не был способен соответствовать высоким требования Председателя правительства, следовала незамедлительная отставка. Столыпин не делал исключений даже для личных друзей императора. Профессионализм кадров, утверждал Петр Аркадьевич, — первейшее условие успеха любого предприятия.
- Бизнес-процесс: пошаговое руководство по оптимизации
Урок 5. Всё, что написано на бумаге, должно быть осуществлено. Главной причиной неудач абсолютного большинства реформ Столыпин считал нехватку управленческой воли, которая не дает осуществить запланированное. Порой руководителям кажется, что
необходимый эффект достигается уже за счет того, что программный документ напечатан. Столыпин же твердо знал: слово не должно расходиться с делом. Руководитель, не выполнивший запланированное, быстро потеряет авторитет и исчерпает кредит доверия.
Главные мысли Петра Столыпина вы можете прочитать всего за 15 минут в книге «Программа реформ», представленной в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».
Источник: https://www.gd.ru/articles/4009-5-jestkih-urokov-provedeniya-preobrazovaniy
Пять правил реформ — уроки Столыпина
Один из ярчайших русских государственных деятелей, выдающийся политик и администратор Пётр Аркадьевич Столыпин, проводя реформы, придерживался нескольких управленческих принципов.
№ 1. Проводить преобразования системно
Антикризисный управляющий, желающий реорганизовать процессы в компании, не должен ограничиваться изолированными мерами. Опыт показывает, что какими бы хорошими они не были, порочная система возьмёт своё.
Плоды несоблюдения этого правила мы наблюдаем в системе образования — Минобр пытается внедрять информационные технологии в процесс обучения, начисто забыв о том, что для этого нужна высокая информационная культура, а значит — очень грамотные и мотивированные люди на преподавательских постах. До тех пор, пока профессия преподавателя не станет престижной, траты бюджетных денег на проекторы, доски, ноутбуки и проч. бесполезны.
Системность преобразований нельзя путать с «пилотированием». В ряде случаев имеет смысл обкатать нововведение на фокусной группе и оценить его эффективность.
№ 2. Начинать с «низовых» потребностей
Пётр Акрадьевич начал систему реформ (имея системный план, конечно) не с провозглашения либеральных свобод, а с самого низа — с обеспечения нормальной жизнедеятельности крестьян и рядовых граждан.
Как не может нормально функционировать государство, в котором простое население живёт за чертой, так и не будет эффективной организация, в которой невовремя выплачивается зарплата, возникают перебои с электричеством или теплоснабжением в офисе.
Например, если мы говорим о компании-разработчике ПО, начинать надо с базовых процессов. Система постановки задач, багтрекер, система связи, сборка продукта в одно действие, учёт плановых и фактических затрат, техническая документация, рецензирование кода. Основные вещи. Только тогда, когда они заработают без сбоев, можно думать о более «высокоуровневых» преобразованиях.
№ 3. Соблюдать стратегические интересы
Придерживаться стратегического плана развития, не упускать из виду основную цель, намного важнее, чем решить сиюминутные задачи.
Например, внедрение очереди запросов — не слишком популярное решение. Заказчики обязательно будут ругаться и давить, потому что надонадонадо срочносрочносрочносрочно. Однако если не организовать очередь, бардак не прекратится никогда.
Что сделать? Небольшую доработку, которая принесёт условные 60 000 руб. через месяц или отрефакторить алгоритм работы с кэшем, что ускорит работу продукта на 15-20 %, но не принесёт прямой прибыли? Если наша цель — качественный продукт, то безусловно, второе. Но лучше бы планировать работы так, чтобы подобных альтернатив не возникало.
№ 4. Проводить селекцию кадров
Столыпин сформировал один из самых эффективных кабинетов министров за всю историю России. Он произвел тщательный отбор кадров, оставив на постах лишь блестящих профессионалов и знатоков своего дела.
Вся деятельность кабинета при Столыпине была подчинена единому плану, и если кто-то не был способен соответствовать высоким требования председателя правительства, следовала незамедлительная отставка. Столыпин не делал исключений даже для личных друзей императора.
Профессионализм кадров, утверждал Петр Аркадьевич, — первейшее условие успеха любого предприятия.
Нанимаем медленно, увольняем быстро; всегда даём второй шанс, никогда не даём третий; ставим на ключевые посты «умных лентяев».
№ 5. Добиваться исполнения регламентов
Главной причиной неудач абсолютного большинства реформ Столыпин считал нехватку управленческой воли, которая не дает осуществить запланированное.
Порой руководителям кажется, что необходимый эффект достигается уже за счет того, что программный документ напечатан. Столыпин же твердо знал: слово не должно расходиться с делом.
Руководитель, не выполнивший запланированное, быстро потеряет авторитет и исчерпает кредит доверия.
Важно
Внедрение любого регламента требует времени. Опыт показывает, что обязательно есть несколько человек, хронически неспособных этот регламент соблюдать. Нужно обязательно заморочиться и понять, что им мешает (может быть, регламент нерационален? Может быть, мы его плохо продумали, надо внести правки?) и долбить, долбить, долбить, пока регламент не будет соблюдать весь коллектив.
Источник: http://bychko.ru/reform/
Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это «разговор с самим собой».
В чем отличие урока-рефлексии по фгос от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление).
Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Как правильно определить цели урока-рефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Примерный план проведения урока-рефлексии
Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»!
Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…!»
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:
- Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
- Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
- Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
- Блиц-опрос.
- РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: «Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе». На уроках математики: «Ты — уравнение. Расскажи о себе» и т.д.
- Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.
- Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно «наполняет корзину», а кому требуется помощь.
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
- «Лови ошибку». Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок. Подробнее о приеме.
- «Жокей и лошадь». Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься.
Читайте также: Протокол собрания учредителей о создании ооо 2020, образец
III. Локализация индивидуальных затруднений
Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
- Какое задание я выполнял?
- Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
- Что делал сначала? Потом?
- Где возникло затруднение?
- Почему? Чего мне хватает для правильного решения?
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
- Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т.д.
- Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
- Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
V. Реализация построенного проекта
Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, «светофор», рефлексивная мишень, графики и пр.
Совет
Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5635
Преобразование информации по заданным правилам
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 5 классы | Планирование уроков на учебный год | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)»
Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации ми получаем новую (выходную) информацию.
Например, мы намереваемся перейти дорогу по переходу, регулируемому светофором. Подойдя к переходу, мы получаем зрительную информацию о том, что горит красный свет. Мозг обрабатывает полученную информацию и выдаёт нам преобразованную: «Стоять!».
Здесь входной информацией было знание направления движения и красный свет светофора, выходной — решение человека стоять, не переходить дорогу, пока не загорится зелёный свет.
Аналогичное преобразование информации происходит при совершении покупок (информацияо стоимости нужного нам предмета и наличии у нас денег преобразуется в решение покупать или не покупать), при планировании отдыха и во многих других случаях.
Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.
Рассмотрим математическую задачу.
Задача
В треугольнике АВС АВ = 18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника ABC?
Решение
Периметр треугольника равен сумме длин всех образующих его отрезков: Р = АВ + ВС + АС. Найдем ВС 18 — 3 = 15 (см), АС = 18:3 = 6 (см) и вычислим периметр: 18 + 15 + 6 = 39 (см).
Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (изученным ранее) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.
В следующем пример показано, как преобразование информации может осуществляться по подробному плану, заданному с помощью схемы.
Дана схема, задающая план выполнения действий:
Что получится в результате?
Решение
Обратите внимание
Представим этот же процесс преобразования информации по шагам: 1) 47 + 17 = 64; 2) 64 — 36 = 100; 3) 100 — трёхзначное? (да); 4) 100 — 284 = 384; 5) 384 + 166 = 550; 6) 500 — трёхзначное? (да); 7) 550 + 284 = 834; 834 + 166 = 1000; 9) 1000 — трёхзначное? (нет);
10) 1000 + 2587 = 3587.
Самостоятельно выясните, каким будет результат вычислений, если исходное число уменьшить на 24.
Практическая работа №5
«Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)»
1. Запустите программу Калькулятор.[Пуск] — [Все программы] — [Стандартные] — [Калькулятор]
2. Расположите окно Калькулятора в центре экрана и рассмотрите его элементы. Выполните задание в рабочей тетради.
3. Сверните Калькулятор на панель задач. Восстановите его на прежнем месте. Обратите внимание на вид кнопки Развернуть/Восстановить. О чём он говорит? Ответ запиши в рабочую тетрадь.
4. Воспользуйтесь переключателями меню Вид. Проследите за происходящими изменениями. Установите вид Обычный. Сделайте запись в рабочей тетради.
5. Узнайте о назначении кнопок Backspace, CE, C. Для этого щёлкните правой кнопкой мыши на нужной кнопке Калькулятора, переместите указатель мыши на появившийся текст Что это такое? и щёлкните левой кнопкой. Сделайте запись в рабочей тетради.
6. На вкладке Содержание меню Справка в разделе Выполнение вычислений найдите информацию о выполнении простых вычислений. Сделайте запись в рабочей тетради.
7. Выполните следующие простые вычисления: 10 + 40, 55 — 15, 10 * 3, 100 / 5.
8. Попытайтесь выявить закономерность в ответах, получаемых при вычислении следующих примеров: 1 * 11, 11 * 11, 111 * 111, 1111 * 1111, 11111 * 11111 и так далее.
9. Вычислите с помощью Калькулятора значения следующих арифметических выражений: 1 * 9 + 2, 12 * 9 + 3, 123 * 9 + 4, 1234 * 9 + 5.
Попытайтесь самостоятельно продолжить цепочку примеров, дающих аналогичные результаты.
10. Задумайте любое число, не превышающие 100. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований: — умножьте задуманное число на себя; — к ответу дважды прибавьте задуманное число; — полученный результат разделите на задуманное число;
— из ответа вычтите задуманное число.
Если вы точно следовали указаниям, то у вас должно получиться число 2.
11. Задумайте любое трёхзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований: — умножьте задуманное число на 3; — к ответу прибавьте 9; — к ответу прибавьте 15; — из ответа вычтите 3; — разделите ответ на 3;
— вычтите из ответа задуманное число.
У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате получалось число 5.
12. Задумайте произвольное число. С помощью калькулятора выполните следующую цепочку преобразований: — прибавьте к задуманному числу 25; — к ответу прибавьте ещё 125; — из ответа вычтите 36; — из ответа вычтите задуманное число; — ответ умножьте на 5;
— ответ разделите на 2.
У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.
13. Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записываемое одними единицами.
Найдите числа, на которые нужно умножить число 777, чтобы получить шестизначные числа, записываемые: одними двойками; одними тройками; одними четвёрками; одними пятёрками;….; одними девятками.
Какой закономерности подчиняются эти числа?
14. Задумайте любое трёхзначное число, не превышающее 300. Запишите шестизначное число, в записи которого дважды повторено исходное число. Полученное шестизначное число разделите на 13, результат разделите на 11 и на 7. У вас должно получиться исходное число. Почему получается такой результат?
Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_05/informatika_materialy_zanytii_05_28.html
Разработка урока «Петровские преобразования»
Цель урока: на основе полученных ранее знаний показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований; выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения.
Задачи урока:
- Образовательные: определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.
- Воспитательные: привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
- Развивающие: формирование и развитие культуры речи учащихся; развитие мыслительных способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация «Петровские преобразования», рабочие листы, учебник О.Н.Журавлевой и др. «История России. 10 класс» издательства «Вентана-Граф»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Стадия вызова. 10 мин.
а) активизация учащихся:
Обращаемся к эпиграфу:
«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
Е.М.Соловьёв.
«Петр не только укрепил закрепощение крестьян, его многочисленные технические заимствования у Запада вели к еще более последовательному переуcтройству … в старомосковском духе».
Г.В..Плеханов.
Совместно с детьми обсуждаем основную мысль этих высказываний. В конце урока мы вновь к нему вернёмся и сделаем вывод по уроку.
«Мозговой штурм» Что вам известно о Петре I? (составление кластера)
( Петр I – реформатор, брил бороды, прорубил окно в Европу и т.д.)
Сообщение темы урока:
— Сегодня мы поговорим о петровских преобразованиях, вспомним в чем они заключались, с чем были связаны и к чему привели.
В конце урока мы ответим на вопросы:
— Петр I был реформатором или продолжателем традиций?
— Какие необычные для русских царей черты, вы можете отметить в личности Петра?
б) проверка д/з
— Давайте вспомним предшественников Петра I. Какую роль они сыграли в формировании его личности?
Исторические портреты:
1 ряд – Михаил Романов
2 ряд – Алексей Михайлович
3 ряд – Федор Алексеевич
а) Работа с рабочими листами и учебником. 15 мин
— Были ли заложены в правлении этих царей предпосылки преобразований Петра?
— Каковы причины этих преобразований?
Административная реформа1.Создание Сената(1711)2.Создание коллегий – новых органов центрального управления(1718)3.Составление генерального регламента4.Создание губерний (1708) Читайте также: Можно ли при оказании новых дополнительных услуг использовать уже существующую ккт?
— Какие реформы вы можете назвать? Давайте объединим их в группы (составление кластера «Петровские реформы»
Военная реформа1.Создание регулярной армии (рекрутские наборы 1699-1705) и флота.2.Обучение офицеров и унтер-офицеров.3.Создание воинского (1716) и морского устава (1720).4.Создание военной экономики. Церковная реформа1.Создание духовной коллегии – Синода (1721)2.Составление духовного регламента (1721) Социальные реформы1.Указ о единонаследии (1714)– поместье – вотчина.2.Табель о рангах (1722).3.Государственные крестьяне.4.Частновладельческие крестьяне
1 ряд – учебник, п.3 – Административные реформы
2 ряд – учебник п. 4 – Военная реформа
2 ряд – учебник п. 4 – Социальные реформы.
б) лекция учителя с элементами беседы: 5-7 мин.
— Какие же методы использует Петр?
Петр обратился не за западной цивилизацией в целом, а за ее технологическими плодами, чтобы, взяв их, их же и обернуть против Запада (вспомните о подготовке Северной войны). Сближение с Европой было для него временным, неизбежным средством.
Европеизация была выбрана Петром I как форма борьбы с внутренними и внешними (в ходе Северной войны прежде всего) врагами. Ее главная цель — выбить из-под ног старины основу. Модернизация как заимствование. Например, вся оснастка корабля — не по-русски; двенадцать коллегий — списаны со шведов.
Петр I берет у Запада готовую структуру управления государством, современное производство, литературу.
Но Петр не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности, ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы.
Император брал из западной системы технико-технологическую сторону и некоторые элементы культуры (курение табака, немецкое платье, политес, ассамблеи, новый календарь, основание газеты и др.). Ему были более понятны традиционные способы управления большой страной — насилие, внеэкономическое принуждение.
Решая важные вопросы организации войны, он делает ставку на расширение государственной собственности, казенных предприятий.
Заполнение таблицы.
Что Петр взял у Европы? Что Петр отверг Готовую структуру управления государством, современное производство, литературу, культурные новшества Парламент, частная собственность, отсутствие крепостного права, независимость церковной и светской власти Форма Cодержание
— Какова цена петровских реформ? 3-5 мин
Известно, что ценой преобразовательной деятельности Петра явилось сокращение податного населения России на 30%. Размышляя об этом, поэт Волошин М.А. писал: «Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками».
Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь — иначе бы он не опустошал страну.
— Как вы оцениваете политику Петра I ? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».
-Объясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I ?
Важно
В ходе обсуждения ответов учащиеся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.
Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, дополняет этот вывод учитель.
По некоторым оценкам, в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. жителей).
Теперь школьники могут ответить на вопрос о том, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.
Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
Личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIX в.
, когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.
И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока.
- Новатор или продолжатель традиций?
- Какое высказывание из эпиграфа вы бы выбрали?
- Домашнее задание
п.32, составить портреты прешественников Петра.
Дополнительные материалы к уроку
Люди Петра
Какой тип личности формировался в эпоху Петра? Если до Петра люди с ярко выраженной индивидуальностью не доминировали, то при нем нарождались быстро и грубо.
Несут пользу Отчизне, за свою службу Отчизне получают награду, ощущают себя личностями, выделяют из корпорации. Обладают личным честолюбием.
Новое сословие, чиновничество, не носит новых буржуазных черт. Но все обязаны служить государству. Все дворяне должны иметь знания. «Знания» и «компетентность» стали важнейшими ценностями петровской эпох:
Совет
За одно поколение создать такой тип сложно. Петр ослабил привычные регуляторы поведения (принадлежность элиты к одному слою, внешний вид элиты…). Наружу вышло честолюбие, амбиции.
Однако русский человек продолжал делать так, как было привычно: доносы, взятки, коррупция… Сохранялась привычка опираться на клан, родовые связи, интересы групп, вести дела не от учреждения к учреждению, а от человека к человеку.
Окружение думало о себе больше, чем о государе, о его наследстве.
- Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?
- В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
- Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян?
- Петр I сказал, что он правит страной во имя “общего блага”. Правильно ли это?
- Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
- В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
- Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?
- В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?
- К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне?
- В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.
- Известно, что политика Петра I привела к развитию ряда отраслей промышленности: металлургии, кожевенной, ткацкой, шерстяной, шелковой. Как развитие указанных отраслей должно повлиять на сельское хозяйство?
- Петр I в одном из своих распоряжений предписывал заботиться о ярмарках больших и малых, т. к. они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население далеко производимыми товарами. Мог ли такой документ появиться в XV или XVI веке?
- В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Свемская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую. Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов?
- Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось загородних дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления. Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий?
- После того, как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет, своим государством и землями как христианский государь по своей воле и мнению своему управляет”. Могла ли такая запись появиться в XVII?
- Петр I часто позировал художникам, в частности европейцам. Как правило, его изображали в парадной форме с официальным и торжественным выражением лица. Так же изображали в Европе французских королей XVII–XVIII веков. Какие общие черты для обеих стран можно отметить в такой манере изображения царей?
- Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
- Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.
Источник: http://school6.gor.kubannet.ru/?p=467
Методика подготовки и проведения уроков
Начинающий преподаватель, какую бы дисциплину он не преподавал, нередко сталкивается с проблемой неправильного распределения времени занятия.
Поэтому распределять время, затрачиваемое на объяснение новой темы, ее закрепление и опрос студентов следует заранее: это позволит избежать нежелательных пауз, а также «скомканных», торопливых объяснений.
Именно поэтому преподаватели со стажем считают, что правильно составить план урока и придерживаться регламента гораздо полезнее, чем ориентироваться исключительно на собственный опыт.
Поурочный план — документ, регламентирующий деятельность на уроке:
• преподавателя — по организации учебного процесса;
• студентов — по овладению знаниями, умениями, и по дисциплине всоответствии с рабочей программой и требованиями ФГОС
Поурочный план составляется преподавателем в соответствии с
Рабочей программой и календарно- тематическим планированием по дисциплине
Основные задачи поурочного плана:
• определение места урока в изучаемой теме;
• определение цели урока;
Читайте также: Можно ли зачесть франшизу в расходы ип по договору цессии?
• отбор содержания урока в соответствии с ФГОС
• группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
• отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
• формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессионального модуля
Разработка поурочного плана
Основными компонентами поурочного плана являются:
• целевой: постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
• содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
• технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
• контрольно-оценочный: использование оценки деятельности студента науроке для стимулирования его активности и развития познавательногоинтереса;
Определение цели на каждый урок обязательно.
Этапы планирования урока:
• определение типа урока, разработка его структуры;
• отбор оптимального содержания учебного материала урока;
• выделение главного материала, который студент должен понять и запомнитьна уроке;
• подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии стипом урока и каждым отдельным его этапом;
• выбор форм организации деятельности студентов на уроке,
форморганизации и оптимального объема их самостоятельной работы;
• организация контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины (модуля);
• определение форм и объема домашнего задания;
• продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
• оформление поурочного плана;
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное
проведениепланируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей студентов, уровня их знаний, а также особенностей всей группы в целом;
• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой
ситуации, формирование компетенций, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
• определение способов развития познавательного интереса студентов продумывание приемов педагогической техники.
Оформление поурочного плана
Поурочный план содержит:
— название дисциплины;
— тему урока ( должна совпадать с КТП и Рабочей программой);
— цель урока;
— задачи урока;
— тип урока;
— вид урока;
— оборудование, ТСО;
— содержательную часть.
— итог.
Цель урока:
— цель урока — одна и выражена именем существительным, задачи — минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.
— цель урока — несколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые «глобальные цели», некий идеал, ориентиры человеческой деятельности (воспитывать сознательного гражданина России).
Задачи— это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей). При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока: — цель обучения(предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.
Обучающая цель должна быть максимально конкретной; — цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера; — цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).
Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать: какая есть проблема? её решение — цель какие причины этой проблемы? их преодоление — задачи. Например, Студенты не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах.
Почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.
Типы уроков:
- урок усвоения новых знаний;
- урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
- урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
- урок систематизации и обобщения знаний и умений;
- урок контроля знаний и умений;
- урок коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений студентов, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка студентов к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у студентов умений и знаний. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Обратите внимание
В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Виды учебных занятий
1. Урок
2. Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная)
3. Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
4. Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная)
5. Тематическая конференция (тематическая, обзорная, заключительная)
6. Лабораторная работа
7. Практическое занятие
8. Консультация
9. Курсовое проектирование
10. Дипломное проектирование
11. Учебная практика
Нетрадиционные формы урока:
- ролевые игры;
- урок-путешествие;
- урок-спектакль;
- круглый стол или конференция;
- исполнение сказочного сюжета;
- урок-состязание;
- смотр знаний;
- пресс-конференция;
- урок фантазирования;
- урок взаимообучения;
- урок-игра;
- урок открытых мыслей;
- деловая игра;
- урок-восхождение;
- урок-зачет;
- урок-соревнование;
- урок взаимообучения;
- урок-диалог;
- урок-КВН;
- мозговая атака;
- урок-викторина;
- урок-брифинг;
- игра «Следствие ведут знатоки»;
- актуальное интервью;
- аукцион знаний;
- имитационно-ролевое моделирование;
- урок-диспут;
- моделирование мышления учащихся;
- урок-турнир;
- ролевая деловая игра;
- урок-эврика;
- урок-лекция:
- игра «Волшебный конверт»;
- межпредметный интегрированный урок;
- урок-конкурс;
- лекция вдвоем;
- урок творчества;
- математический хоккей;
- лекция-провокация;
- лекция-диалог
- лекция-конференция.
Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока,названия, последовательность и содержание которых зависит от выбранного типа и вида урока.
Перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
- Организационный момент. Мотивация.
- Этапы, выбранные преподавателем самостоятельно в зависимости от типа, вида урока.
- Рефлексия.
Преподаватель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана и форму его оформления. Выбор формы поурочного плана зависит от методической подготовленности педагога, профессионализма и опыта работы. Поурочный план может быть написан
• в форме структурно-логической схемы урока;
• в форме развернутого плана-конспекта;
• в форме полной методической разработки;
• в форме технологической карты.
Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются профессиональные особенности группы, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.).
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА
Дисциплина_______________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
Методическая(ие) цель(и) урока_______________________________________
Задачи урока_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Планируемые результаты:
Знать____________________________________________________________
Уметь___________________________________________________________
Тип урока_______________________________________________________
Вид урока_____________________________________________________
Оборудование, ТСО_______________________________________________
Этапы урока
Содержание деятельности
Время
Организационный момент
Проверка посещаемости
Проверка готовности кабинета к уроку
Проверка готовности студентов к уроку
Проверка внешнего вида студентов
5 мин
Мотивационный момент
Сообщение темы, цели и задач урока
Создать проблемную ситуацию, необходимую мотивацию
5 мин
Проверка исходного уровня знаний (домашнего задания)
Фронтальный опрос или
Тестирование или
Логический диктант
(опрашивается не менее 30% студентов от присутствующих на уроке)
Изложение нового материала
Составляется план лекции, возможно с применением презентации, наглядных пособий и т.д.
Закрепление нового материала
Выборочный опрос по пройденному материалу или
Выборочная проверка конспектов или
Работа с учебником или раздаточным материалом или
Работа у доски
(заранее составляется перечень вопросов или заданий)
Рефлексия
Уточнение- что было не понятно и есть ли еще вопросы
Спросить у студентов какое впечатление от урока у них осталось.
Подведение итога урока:
Сообщение оценок
Указание на ошибки и достоинства
Домашнее задание
Сообщение домашнего задания
Проведение инструктажа по его выполнению
Источник: https://multiurok.ru/blog/mietodika-podghotovki-i-proviedieniia-urokov.html