Главные российские проблемы развития малого и среднего бизнеса

На
деятельность малых и средних предприятий
в России оказывают влияние сразу
несколько факторов. Их можно разделить
на две группы: факторы внутренней среды,
обусловленные особенностями предприятия,
и факторы внешней среды. Примеры
внутренних и внешних факторов можно
посмотреть на рисунке 2 (прил. 2).

В
данной работе хотелось бы акцентировать
внимание на внешние факторы воздействия
на малый и средний бизнес, так как
рассматриваем проблемы предприятий с
макроэкономической точки зрения. Но и
без понятия внутренних факторов не
обойтись.

Под
внутренней средой предприятия понимается
совокупность всех внутренних факторов,
которые определяют процессы его
жизнедеятельности. Многочисленные
исследования подтверждают зависимость
внутренней среды от внешних условий.

Внешняя
среда подразумевает собой совокупность
внешних по отношению к данному предприятию
факторов, изменение значений которых
существенно влияет на его состояние и
результаты деятельности.

Внешняя
среда для предприятий имеет важное
значение:

  1. как источник ресурсов;

  2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

  3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы
внешней среды разделяются на две группы.
Первая – это создающие угрозы, риски
для деятельности предприятия; вторая
– формирующие условия, возможности для
их развития. Определяя стратегию развития
предприятия, руководители стремятся
выбирать такой образ действий, который
позволит максимально использовать
открывающиеся возможности и устранить
риски.

Одной
из самых существенных черт предпринимательства
является его рисковый характер. Таким
образом, граждане, решившие создать и
осуществлять собственное дело, помнят,
что они рискуют, так как действуют в
условиях неопределенности.

Кроме того,
предпринимательству осуществляемому
в малых масштабах кроме рисков присущих
любым хозяйствующим субъектам, и
определяемых сферой деятельности,
этапом жизненного цикла организации;
общей политической и социальной
обстановкой и т.д.

, характерны риски
связанные с небольшими размерами самих
предприятий.

Малые
предприятия, как субъект управления в
рыночной экономике, характеризуются,
прежде всего, как неустойчивая
предпринимательская единица, наиболее
зависимая от колебаний рынка. А это
значит, что непредвиденные неблагоприятные
изменения внешней среды наиболее
негативно влияют на деятельность малого
бизнеса.

В то же время внешняя среда
малых предприятий отличается собой в
сравнении с крупным бизнесом, а также
с государственными экономическими
структурами, особой степени неопределенности.
Это объясняется тем, что малые предприятия,
как правило, действуют на локальном
рынке, который в отличие от рынков
крупных корпораций характеризуется
высокой степенью неопределенности.

Ключевой особенностью внешней среды
малого бизнеса является, его объективно
подчиненная роль в системе отношений
с государством, крупным бизнесом,
финансово-кредитными институтами.

А
также имеется специфическая черта,
которая связана именно с периодом
радикальных реформ, — это исключительная
подвижность внешней среды, возрастание
скорости, с которой в окружении малого
бизнеса происходят изменения. И все это
серьезно затрудняет для предприятия
возможности адекватного на них
реагирования.

Кроме
негативных изменений внешней среды на
возрастание неопределенности и степени
рисков в деятельности малых предприятий
влияет и внутренняя среда предприятия,
во многом зависящая от размера малого
предприятия. Внутренняя среда малого
бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий,
например:

  • в способах разделения труда;
  • расстановке кадров;
  • распределения прав и ответственности;
  • проведения маркетинговой политики;
  • налаживания финансовых потоков на предприятии;
  • получении информации и т.д.

В
настоящее время, по оценкам самих
предпринимателей, в своей деятельности
они сталкиваются с проблемами, такими
как высокие налоги, дороговизна
материально-технических средств,
отсутствие кредитных ресурсов, что
негативно сказывается на финансовом
состоянии их предприятий. Данные
социологических опросов приведены в
таблице (прил. 3).

Серьезным
сдерживающим фактором является низкий
платежеспособный спрос населения,
которое является основным потребителем
продукции услуг малого бизнеса.

Как
отмечают специалисты, главная черта
современной пирамиды в России –
формирование и хроническое воспроизводство
масштабной бедности, которая на протяжении
десятилетия охватывает более 30% населения
страны.

Среди них более 10% в обозримой
перспективе не имеют шансов изменить
свое материальное и общественное
положение./5/

Согласно
многим исследованиям, предприниматели,
особенно мелкие, единодушно жалуются
на тотальный и повседневный грабеж со
стороны государственных чиновников.
Государственные службы буквально
терроризируют их требованиями мелочной
отчетности, частыми инспекциями и
штрафами.

Потеря
административного управления,
экономический хаос и законодательная
неразбериха привели к тому, что
законопослушные предприниматели,
организующие бизнес в производственной
сфере, оказались в чрезвычайно трудном
положении, неся большие затраты,
выплачивая высокие налоги и подвергаясь
государственному и негосударственному
рэкету.

Отсутствие четкого механизма
реализации государственных мер по
поддержке малого бизнеса, затруднения
в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов
поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными.

Это привело к
сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную
и посредническую деятельность.

Анализ
развития предпринимательства показывает,
что доля предприятий, работающих в сфере
торговли и посреднических услуг, занимает
доминирующее положение.

Кроме того,
существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные
или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных
услуг), но тем не менее занимающихся
торгово-посреднической деятельностью
как основной.

Высокие
налоги, всевозрастающая арендная плата
за помещение и оборудование, отсутствие
фондового рискового капитала — все это
затрудняет продолжение эффективной
деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение
производства, а на борьбу за выживание.

О
сложностях взаимоотношений предпринимателей
и региональных властей свидетельствуют
также данные экспертного опроса,
проведенного Союзом промышленников и
предпринимателей.

В опросе приняли
участие 919 человек, отнесенных к категории
«эксперты» и представляющих в основном
малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех
федеральных кругов РФ, Москвы и
Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают,
что региональная власть своими действиями
создает проблемы в бизнесе, так как
преследует свои интересы близких к ней
предпринимателей.

Проводимая
административная реформа, по мнению
42% слушателей Академии народного
хозяйства при правительстве РФ, вряд
ли изменит или даже ухудшит отношения
между бизнесом и властью./5/

На
низком уровне предприниматель также
сталкивается с непониманием и субъективным
отношением к малому бизнесу со стороны
местной бюрократии. По мнению президента
всероссийской ассоциации предпринимателей
«Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий
чиновник — это самое опасное, что может
быть для бизнеса». /5/

Но
главной причиной слабого развития малых
предприятий является низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства
малых предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на
приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере
материального производства оказывают
неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного
оборудования, слабость информационной
базы.

Среди
наиболее актуальных проблем, от итогов
решения которых, во многом, зависит
дальнейшее развитие малого бизнеса в
нашей стране, являются проблемы в
налогообложении.

Хотя данные проблемы
решаются путем неоднократного пересмотра
и внесения изменений в Налоговый кодекс
РФ в части налогообложения субъектов
малого бизнеса. В частности, 31 декабря
2001 г.

Президент РФ подписал Федеральный
закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений
и изменений в Налоговый кодекс РФ и в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах».

Данным
законом внесены существенные изменения,
касающиеся налогообложения субъектов
малого бизнеса, в частности, с 1 января
2002 г. индивидуальные предприниматели
и организации, переведенные на уплату
единого налога на вмененный доход,
становятся плательщиками единого
социального налога (ЕСН). К сожалению,
это лишь «малая капля» в облегчении
жизненного пути малого предпринимательства.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно
влияют на развитие малого предпринимательства,
такие, например, как: несовершенство
нормативно-правовой базы; трудности
при решении финансово-кредитных вопросов;
проблемы, связанные с получением деловой
информации и т.д.

Еще
одной из не менее важной проблемы
является низкая квалификация самих
предпринимателей и наемных работников.

Некомпетентность управляющих или
недостаточная способность персонала
принимать решения стала главной причиной
разорения малых фирм.

Во многих странах
с рыночной экономикой разрабатываются
специальные программы управленческой
поддержки малого бизнеса, создаются
центры развития или «инкубаторы» мелкого
бизнеса.

Специфическими
проблемами в некоторых регионах РФ, в
основном Сибири, являются высокая доля
транспортной составляющей в расходах
(62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%),
информационный голод (12,4%) и некомпетентность
чиновников (3%).

Усилия
предпринимателей по преодолению
указанных проблем направлены в основном
на улучшение технологии, снижении
затрат, повышение профессионального
уровня работников.

Государство же, по
мнению предпринимателей, должно
направлять свои усилия на снижение
налогов (64%), обеспечение доступности
кредитов (62,8%), совершенствование
законодательства (51,2%), резкое сокращение
числа контролирующих инстанций (47,2%),
защиту прав собственника (36,8%), искоренение
коррупции и произвола чиновников
(31,6%). Но 25% предпринимателей считает,
что специфических региональных проблем
в развитии бизнеса нет./5/

Удельные
издержки производства и обращения у
малых предприятий, как правило, выше,
чем у крупных предприятий: им труднее
получить кредит, наладить рекламу;
требуется затрачивать относительно
больше средств на обучение и переподготовку
кадров, изучение рынка, получение
необходимой информации и т.д., поэтому
практически во всех индустриально
развитых странах малым предприятиям
устанавливаются определенные льготы
и оказывается государственная поддержка.

В
России по мере развития малого и среднего
бизнеса и укрепления рыночных отношений
возникли общественные организации
малого и среднего предпринимательства,
например, Союз предпринимателей России.

Существуют также федеральные и местные
фонды финансовой помощи, основной
задачей которых является стимулирование
развития приоритетных производственных
видов деятельности малых предприятий.

Ежегодно проводятся различные
экономические форумы, посвященные
проблемам малого предпринимательства
как на федеральном, так и на местном
уровнях.

В
последние годы широко исследуются
вопросы о наиболее эффективных и формах
и методах государственной поддержки,
не подрывающих основ предпринимательства
и интересов частного собственника, и
одновременно способных оказывать
реальную помощь в становлении и развитии
малого предпринимательства в России.

Читайте также:  2 вида писем, которые b2b-клиенты всегда читают

Источник: https://studfile.net/preview/2142049/page:3/

Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения

ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный университет путей сообщения» __________________________________________________________________ (Юридический институт)   КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория» Малое предпринимательство – роль и проблемы развития.   Выполнила студентка группы ЮТТ-112 Мельникова Валерия. Руководитель проекта:         Москва – 2015

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике

1.1. Понятие и признаки малого предпринимательства

1.2. Правовые основы малого предпринимательства

1.3. Этапы развития малого предпринимательства

1.4. Особенности и функции малого предпринимательства

Глава 2. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения

2.1.Анализ текущего состояния малого предпринимательства в России

2.2. Основные проблемы развития малого бизнеса

Глава 3. Взаимодействие малого бизнеса и государства

3.1. Государственная поддержка малого бизнеса

3.2. Система налогообложения

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Введение

Целью данной курсовой работой является изучение проблем развития малого предпринимательства. В любом виде деятельности есть крупные и малые формы. Так и в предпринимательской среде принять выделять большое и малое предпринимательство.

К малому относится такой вид деятельности, которая осуществляется непосредственно самими субъектами рыночной экономики по тем критериям, которые установлены законом. Главным является средняя численность рабочих.

Если лиц, задействованных в производстве не очень много, или если делами управляет только один собственник, то это малое предпринимательство. Также к критериям можно отнести размер капитала, ежегодный оборот средств и величина принадлежащих предприятию активов.

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

  • · формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • · расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • · приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • · содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • · привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • · создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • · способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • · вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  1. · формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  2. · активизация научно-технического прогресса;
  3. · освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  4. · содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  5. · освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Вы не смотрели методичку Филипповой М.Ю. и не слушали моих рекомендаций.

  • ГДЕ:
  • Актуальность темы _СЛОВО?
  • Задачи исследования

Объект и предмет исследования??

Малое предпринимательство в рыночной экономике.

1.1. Понятие и признаки малого предпринимательства.

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство » — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. Существуют показатели, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Вот наиболее часто применяемые из них:

  1. · Средняя численность занятых на предприятии работников;
  2. · Ежегодный оборот полученный предприятием;
  3. · Величина активов.

Однако почти во всех развитых странах основным критериям отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, в Великобритании, например, отнесения предприятия к малым основывается на данных оборота и численности занятых.

К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек.

При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых до 200 человек, в то время как в розничной торговле – это предприятие с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов.

Во Франции малым считается предприятие, на котором число занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200.000.000 франков.

Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по – разному.

Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено с 1988 года. В этот период к числу малых отнесли предприятия, на которых среднее число занятых не превышало 100 человек.

  • Согласно статье Федерального Закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года (ред. 2 февраля 2006 года) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
  • · в промышленности — 100 человек;
  • · в строительстве — 100 человек;
  • · на транспорте — 100 человек;
  • · в сельском хозяйстве — 60 человек;
  • · в научно-технической сфере — 60 человек;
  • · в оптовой торговле — 50 человек;
  • · в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • · в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
  • Где вывод по параграфу?

1.2. Правовые основы малого предпринимательства.

Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна.

Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.

Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу предпринимательства России.

Юридическое лицо — организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. В ГК систематизированы и приведены в соответствии с Конституцией РФ положения о праве собственности. В РФ признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

· Хозяйственные товарищества и общества.

Коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Рассмотрим особенности организационно — правовых форм, обществ, товариществ, а также производственного кооператива:

· Полное товарищество.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — одна из наиболее привлекательных форм малого бизнеса.

Организация предприятия в форме ООО позволяет уменьшить личный и имущественный риск учредителей.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК). Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», который действует с 1 марта 1998 г.

· Акционерные общества (АО): Закрытые Акционерные общества, Открытые Акционерные общества.

Акционерные общества, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Федеральный Закон «Об Акционерных обществах» ограничивает число акционеров в ЗАО — не более пятидесяти. ЗАО — также является привлекательной формой для малого бизнеса.

· Производственный кооператив.

Производственный кооператив отличается от обществ и товариществ тем, что предполагает личное трудовое участие его членов деятельности предприятия.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

В соответствии ГК РФ граждане могут вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эта деятельность должна быть зарегистрирована в налоговых органах. Для предпринимателей без образования юридического лица существует 2 возможности:

  1. o Просто зарегистрировать факт ведения предпринимательской деятельности;
  2. o Зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства, действующего в рамках «Упрощенной системы налогообложения предпринимателя».
  3. В настоящее время существует проект на установление вмененного налога по видам деятельности.
  4. Где вывод по параграфу?
Читайте также:  Нужно ли платить налог с фактически полученного на енвд дохода?

1.3. Этапы развития малого предпринимательства.

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет.

Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ предпринимательство прошло следующие этапы:

1. Первый этап: 1992 — 1994 гг.

Источник: https://studopedia.net/7_5748_problemi-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-rossii-i-puti-ih-resheniya.html

Современные проблемы развития среднего и малого бизнеса в россии — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Жданкина Ю.А. 1 Агафонова М.С. 1 1 ФГБО ВПОФилиал «Воронежского ГАСУ в г.Борисоглебске»
Данная статья посвящена изучению проблемы развития среднего и малого бизнеса в России.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами.

Изучение главной причиной слабого развития малых предприятий, а так же негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства, которое оказывает неразвитость производственной инфраструктуры. Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников.

1. Агафонова М.С.

Экономические отношения фирмы с различными субъектами / Журнал экономической теории. 2007. № 4. — С. 161-163
2. Архипов А..И., Большаков А.К.. Экономика // А.И. Архипов. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, -2006. -С.840
3. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю, Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста / Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К.. — М.

: Наука, -2003.-С. 214 4. Маклярский Б.М. — экономика России. Учебное пособие // Маклярский Б.М.. — М.: Международные отношения, -2001. -С.304
5. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. — становление малого бизнеса в России //- Инновации, -№ 9, -2006. -С. 63 – 67
Введение

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

В данной работе хотелось бы обратить  внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Факторы влияющие на развитие

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

  • Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
  • Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
  • -как источник ресурсов;
  • -как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
  • -как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности.

Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д.

, характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, которая зависит от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса.

В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности.

Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами.

А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, — это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

  1. Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
  2. -в способах разделения труда;
  3. -расстановке кадров;
  4. -распределения прав и ответственности;
  5. -проведения маркетинговой политики;
  6. -налаживания финансовых потоков на предприятии;

-получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса.

Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны.

Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.

Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными.

Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.

Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник — это самое опасное, что может быть для бизнеса».

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении.

Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г.

Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников.

Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм.

Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Читайте также:  Как открыть ип в 2020 году пошаговая инструкция для начинающих

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

Заключение

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России.

Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.

Библиографическая ссылка

Жданкина Ю.А., Агафонова М.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11802 (дата обращения: 31.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11802

Что мешает развитию малого бизнеса в России

Количество предприятий малого бизнеса в России увеличивается, а их роль в экономике нет

Аудиторы Счётной палаты в 2017 году, проверяя результаты работы государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу — при росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010−2016 годы на 27,6% (с 4,6 до 5,8 млн компаний и индивидуальных предпринимателей), число работников малых и средних предприятий сократилось на 3,2 млн человек — до 15,8 млн сотрудников, а их совокупная доля в ВВП составила не более 20%.

Не все эксперты полностью согласны с приведенными Счётной палатой данными, отмечая, в частности, несовершенство используемой статистики в части учета индивидуальных предпринимателей.

Однако не вызывает сомнений, что в целом роль малого и среднего бизнеса в России значительно ниже, чем в развитых странах, и за последние годы позитивной динамики не прослеживается.

Несмотря на существенные объемы государственных расходов по данному направлению (только за 2015−2016 годы на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено более 150 млрд рублей), по таким ключевым показателям, как доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в нём населения, сохраняется практически трехкратное отставание России от стран ЕС.

Как помогает государство

В этом общественное мнение зачастую винит чиновников. Говорят о коррупции при распределении государственной поддержки, неэффективных расходах бюджетных средств, неправильно выбранных приоритетах.

Совсем недавно, выступая в Госдуме, зампред всё той же Счётной палаты Вера Чистова заявила, что Минэкономразвития из года в год выдаёт субсидии одним и тем же предприятиям, а распределяются эти меры поддержки среди всего 1% предпринимателей.

Однако возможности федерального правительства напрямую влиять на эту сферу довольно ограничены, и нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает для помощи предпринимателям.

За последнее время в два раза увеличен порог оборота для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это означает, что большее число компаний может претендовать на государственную поддержку.

Теперь малым предприятием считается компания с оборотом до 800 млн рублей в год и с численностью сотрудников до 100 человек, а средняя — с оборотом до 2 млрд рублей, имеющая не более 250 сотрудников.

Власти ввели двухлетние налоговые каникулы для впервые созданных индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности, социальной и научной сферах, в сфере услуг. Введена квота в 18% для малого бизнеса в закупках государственных компаний.

Создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.

Но при этом в последние годы постепенно сокращается финансирование из федерального бюджета региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития.

Однако это сокращение не влияет принципиальным образом на ситуацию с малым и средним бизнесом в регионах, поскольку и сейчас, и ранее объемы государственной поддержки были не так велики — в среднем 150−250 млн рублей на один субъект Российской Федерации.

Эти деньги позволяют точечно помочь десяткам конкретных предприятий, создать один-два объекта инфраструктуры. Но тысячи, десятки тысяч малых предприятий даже не знают о том, что региональные власти получают федеральные средства на оказание им поддержки.

Что мешает расти малому бизнесу

Есть ли способ помочь небольшим компаниям так, чтобы они заняли достойное место в экономике? Да, но потребуются не точечные денежные вливания, а масштабное изменение целого ряда институциональных условий, сложившихся в российской экономике.

Что самое важное для любого бизнеса? Спрос на производимую продукцию. Но здесь российские малые предприятия сталкиваются с трудностями, нехарактерными для их коллег из развитых стран.

В России чрезвычайно велика роль крупных, в первую очередь государственных компаний.

А крупный российский бизнес, и в этом отношении он как раз не отличается от европейского или американского, привык работать с крупными поставщиками, которые могут обеспечить большие гарантии и удовлетворить повышенные требования по объему поставок.

Сотрудничество с малым бизнесом, хотя он зачастую может поставлять более качественную и дешевую продукцию, несет дополнительные риски, от которых крупный бизнес старается уйти. В диверсифицированной экономике это не является проблемой, так как малые и средние предприятия могут эффективно работать друг с другом, но в России конечный спрос на многие товары сконцентрирован в крупном бизнесе.

Правительство делает попытки изменить ситуацию. Например, ради этого оно ввело квоты на закупки у малых предприятий крупным государственным бизнесом. Формально ситуация улучшается.

По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, объем таких закупок увеличился в 2017 году по сравнению с годом ранее примерно на треть, до 2 трлн рублей.

Однако насколько велика доля в этих закупках «псевдо-МСП», компаний, являющихся «дочками» крупного бизнеса или аффилированных с менеджментом заказчика, не знает никто.

Другой проблемой, в решении которой, правда, за последние годы есть некоторые успехи, является низкая доступность капитала, в первую очередь банковских кредитов, для малого бизнеса.

С одной стороны, малые предприятия часто не могут платить проценты по кредитам по той высокой ставке, которую предлагают банки, в силу невысокой рентабельности бизнеса.

А с другой — у них далеко не всегда бывают залоги, которые могли бы послужить обеспечением и способствовать снижению ставки.

Однако острота этой проблемы постепенно снижается как в силу планомерного уменьшения ставки рефинансирования Банка России, к которой привязаны проценты по кредитам в коммерческих банках, так и в силу появления ряда государственных программ, направленных на предоставление поручительств и гарантий субъектам малого и среднего бизнеса, а также на стимулирование их кредитования банками по льготным процентным ставкам. В результате за 2016 год общий объем предоставленных кредитов малым и средним предприятиям составил 5,16 трлн рублей, что выше уровня 2015 г.

Не способствуют развитию малого предпринимательства и сохраняющиеся проблемы в системе правоприменения и защиты прав собственности. Риски утраты бизнеса по нерыночным, неправовым основаниям в России велики.

Об этом говорится и в ходе опросов предпринимателей, и в экспертных дискуссиях. Из-за этого предприниматели ре стремятся инвестировать в развитие собственного бизнеса, это же способствует и оттоку капитала за границу.

Если крупный бизнес еще может защитить себя, то малому бизнесу в случае рейдерской атаки приходится особенно тяжело.

Наконец, низкие темпы развития малого и среднего бизнеса в России отчасти объясняются и социокультурными факторами. Молодежь больше ориентирована на государственную службу, работу в крупных компаниях, в органах безопасности. Престиж предпринимательства невысок. Это объясняется экономическими факторами, но результатом является относительно небольшое число новых успешных бизнесов в России.

Так почему же, несмотря на все проблемы, данные Счетной палаты, Федеральной налоговой службы демонстрируют рост числа субъектов МСП? Дело в том, что зарегистрировать компанию в России легко, а официально закрыть — сложно и дорого. Поэтому в реестре появляется большое число компаний-пустышек, не ведущих никакой деятельности, но существующих на бумаге. Всего лишь своеобразная причуда статистики, маскирующая реальное положение вещей.

Михаил Голанд, директор по форсайту и программам технологического развития фонда «ВЭБ Инновации»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a38de8e7ddde8d1f13dd806/5bed3a2f0d576b00a9fd0a53

(PDF) Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России

  • РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  • Том 18 ● Номер 3 ● февраль 2017
  • RussianJournalofEntrepreneurship
  • ISSN 1994-6937
  • ŌŴũūŶƄŲŹŮŭũųŻŷŹ
  • ŘŹŷſŮŶųŷŗō
  • ŐũŵŮźŻűŻŮŴűŬŴũūŹŮŭũųŻŷŹũ
  • ŔũŹűŷŶŷūŋŌ
  • ŕŮŴƅŶűųŷūŗŖ
  • ŖũżƀŶƄŲźŷūŮŻ
  • ʼnŬũŶŪŮŬƈŶʼnŌʼnŴƅŪŮųŷūʼnŜ
  • ōŷŹŷƁŮŶųŷŧʼnŕũżŋʼn
  • ŕũųźűŵſŮūőʼnŕųŹŻƀƈŶŚŚ
  • œūűŶŻŋŔŘũźųũƀŮūʼnŊ
  • ŘŷŹŽűŹƅŮūŊŖ
  • ŦųźŸŮŹŻŶƄŲźŷūŮŻ
  • ʼnŴűŮūšśʼnųŷŸŷūŋŚ
  • ʼnŹŮŶųŷūőʼnŌũŹŮŮūőŝ
  • œũŴŮŶźųũƈŖŋœŶũżŸŮŞ
  • œŷūũŴƅƀżųʼnŘŚŮŴƇųŷūŋœ
  • ŚųŴƈŹŷūőŧŚŻŹŮŴŮſőʼn
  • śűŵƀŮūŕŔ
  • ŊŮźźŷŶŷūőŋ
  • œŷŴűƀŮźŻūŮŶŶƄŮžũŹũųŻŮŹűźŻűųűŵũŴŷŬŷŪűŰŶŮźũūřŷźźűű
  • ŔűŽũŶŷūőʼnšűŶųŮūűƀőʼn
  • ŚŸŮſűŽűųũűŸŮŹźŸŮųŻűūƄŹũŰūűŻűƈűŶůűŶűŹűŶŬŷūƄžżźŴżŬ
  • ūűŶŶŷūũſűŷŶŶŷŲźŽŮŹŮ
  • ŔƈŵũŶŷūũőʼn
  • ŋŴűƈŶűŮƆŽŽŮųŻũŵũźƁŻũŪũŶũŹũŰūűŻűŮŸŹŮŭŸŹűŶűŵũŻŮŴƅźųŷŲ
  • ŭŮƈŻŮŴƅŶŷźŻűūŹŮŬűŷŶŮ
  • ŚżƁųŷūũőʼn
  • ŘŹŷŻűūŷŹŮƀűūƄŮŻŮŶŭŮŶſűűūŹŮũŴűŰũſűűŸŷŴűŻűųűŶŮŷ
  • űŶŭżźŻŹűũŴűŰũſűűřŷźźűű
  • œŷŪŴŷūũőʼn
  • ŌŷźżŭũŹźŻūŷūźŮŻŮūŷŲƆųŷŶŷŵűųŮűŰŵŮŶŮŶűŮųŷŶƃƇŶųŻżŹƄ
  • ŸŷŴűŻűƀŮźųŷŬŷŹƄŶųũ
  • ŧžŶŮūũőʼn
  • ŗſŮŶųũŷŹŬũŶűŰũſűŷŶŶŷŲųżŴƅŻżŹƄűŵŷŭŮŴŮŲųŷŴŴŮųŻűūŶŷŬŷ
  • ŸŷūŮŭŮŶűƈūźűźŻŮŵŮźŻŹũŻŮŬűƀŮźųŷŬŷŸŴũŶűŹŷūũŶűƈ
  • řŷŵũŶŷūőʼn
  • ʼnŶũŴűŰŸŹũūŷūŷŬŷŷŪŮźŸŮƀŮŶűƈŹŮŬżŴűŹŷūũŶűƈƆŽŽŮųŻűūŶŷźŻű
  • űŶūŮźŻűſűŷŶŶŷŲŭŮƈŻŮŴƅŶŷźŻűźŮŴƅžŷŰŸŹŮŭŸŹűƈŻűŲ
  • 
  • 
  • 
  • 
  • 
  • 
  • ŭŹżŬűŮŸżŪŴűųũſűű
  • 5XVVLDQ-RXUQDORI(QWUHSUHQHXUVKLS URVVSUHGUX ɏ)HEUXDU
  • ,661
  • Проблемы и задачи развития малого
  • исреднего предпринимательства в России

Завьялов Д.В.1, Сагинова О.В.1, Завьялова Н.Б.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

  1. АННОТАЦИЯ:
  2. В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Рос-
  3. сии, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены
  4. пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.
  5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательская деятельность, малое и среднее предпринимательство,
  6. стратегия развития предпринимательства, предпринимательский климат, предпринимательские компе-
  7. тенции, индекс предпринимательской уверенности.
  8. Challenges of small and medium-sized entrepreneurship
  9. development in Russia

Zavyalov D.V.1, Saginova O.V.1, Zavyalova N.B.1

  • 1 Plekhanov Russian University of Economics
  • Современный уровень развития малого и среднего предпринима-
  • тельства (МСП) в России по аналитическим отчетам государствен-
  • ных структур1 оценивается как недостаточный и существенно постра-
  • давший в кризисной ситуации.
  • Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации—
  • это в первую очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов
  • малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий
  • сравнительно невелико. На малые и средние предприятия приходится
  • только 5-6% общего объема основных средств и 6-7% объема инвести-
  • ций в основной капитал в целом по стране. Производительность труда
  • на малых и средних предприятиях в Российской Федерации, по оценке
  • Министерства экономического развития Российской Федерации,
  • отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского
  • союза) в 2-3 раза.
  • 1 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в

2015г. [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/

depmacro/2016090201 (Дата обращения 19.10.2016 г.)

  1. RUSSIANJOURNALOFENTREPRENEURSHIP #3’2017 (February)
  2. 204
  3. ABSTRACT:
  4. The article discusses current issues and tendencies of small and medium-sized business development
  5. in Russia and presents an examination of factors affecting entrepreneurial activities. The article observes
  6. the major tasks of the State Strategic Program for the Development of Entrepreneurship in Russia and
  7. outlines possible implementation options.
  8. KEYWORDS: entrepreneurship, small and medium-sized business, strategic development, entrepre-
  9. neurial climate, entrepreneurial skills, index of entrepreneurial activity.

Источник: https://www.researchgate.net/publication/313792631_Problemy_i_zadaci_razvitia_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_v_Rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector