5 тонких приемов, как научить мозг не отвлекаться


5 тонких приемов, как научить мозг не отвлекаться

Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

Законы влияния Сьюзан Вайншенк

Невозможно держать в голове всё сразу. Мозг способен сознательно обрабатывать лишь небольшое количество информации и отметает избыточные детали. Рассеянность спасает мозг от перегрузок, а человека от сумасшествия. Она помогает отвлечься от проблем.

Но иногда это свойство мозга мешает сосредоточиться на чем-то важном. Часто рассеянность включается, когда нам позарез нужны собранность и полная включенность.

Как же научиться контролировать этот процесс? Расскажем о 5 приемах, которые в нужный момент помогут не отвлекаться.

Прием 1. Знать отвлекающие факторы. Чтобы управлять свей рассеянностью, важно знать, в каких ситуациях и почему ваш мозг начинает «блуждать». Например, если вы отправляетесь в магазин без списка покупок, то рискуете попасться на удочку «ловцов потребительского внимания», то есть рекламодателей.

Обратите внимание

Ещё один отвлекающий фактор – музыка во время работы или учёбы. Однако здесь всё не так очевидно. Хорошо знакомая музыка не оказывает негативного внимания на результаты умственной деятельности, особенно если это инструментальная музыка (без текста). Другое дело – новая или атональная музыка, или песни со смыслом, которые надо слушать. Такое фоновое сопровождение может сильно отвлекать.

Прием 2. Подогревать интерес. Личностно значимые стимулы привлекают непроизвольное внимание, и нам не нужно прилагать усилий к тому, чтобы оставаться сосредоточенными.

Старайтесь окрашивать важную информацию в эмоциональные тона и искать личную мотивацию в каждом выполняемом задании.

Чтобы оставаться сосредоточенным, подойдёт любой личный мотив, даже самый примитивный: «Посмотрим-ка, сколько я смогу сделать до конца дня?» или «Интересно, кто из нас двоих закончит работу раньше?»

Прием 3. Использовать мнемические приёмы. Мы помним, что иногда причиной рассеянности является неэффективная обработка информации. Скажем, вы знакомитесь с новым человеком, он называет своё имя, но уже через пару минут вы с ужасом осознаёте, что забили его имя. Чтобы не терять важную информацию, её нужно правильно обрабатывать на входе, чтобы она закрепилась в памяти.

Самый простой приём – повторить вслух имя нового знакомого. Также можно мысленно припомнить, кого из ваших знакомых зовут также (то есть создать ассоциацию). Когда нужно запомнить более сложные данные, включите их в более широкий контекст: подумайте, как новые данные соотносятся с тем, что вам уже известно. Повторите своими словами то, что услышали или прочитали.

Так данные лучше закрепятся в памяти.

Про «маршрутную» технику запоминания и другие мнемотехники читайте в обзоре по книге Джонатана Хэнкока «Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте её на все сто!», представленном в Библиотеке «Главная мысль».

Прием 4. Не откладывать важные дела на потом. То, что вы не можете сделать немедленно, вы забудете. Дело не в том, что у вас проблемы с памятью или вы слишком рассеянны. Причина в том, что процесс припоминания не автоматический, он требует сознательных усилий.

Чтобы в нужный момент вспомнить про свои намерения сделать что-то (например, около 17:00 вспомнить, что в это время надо сделать звонок), мозгу нужно периодически вспоминать про это намерение, сверяя реальное время с тем, на какое время запланировано дело. Это слишком энергозатратно.

Вывод прост – чтобы не забыть о своих намерениях, реализуйте их немедленно или ставьте автоматические напоминалки в смартфоне и компьютере.

Прием 5. Выбрасывать из головы всё ненужное. Пока голова занята, мозгу сложно сосредоточиться на новой информации. Особую силу имеет эмоциональная информация: пока вы испытываете сильные эмоции, вы вряд ли сможете внимательно читать, слушать и т.д.

Важно

Иногда полезно побыть наедине с собой, вдали от дел и суеты, чтобы «почистить» мысли и забыть все, что не имеет значения. Пусть в фокусе внимания будут только текущие ощущения: температура воздуха, окружающие запахи и звуки, собственное дыхание.

Представьте, что вам не нужно ничего решать и ни о чём помнить, позвольте себе просто созерцать мир. 

По материалам книги когнитивного психолога Марии Брадимонте «Рассеянность. Витать в облаках». Эта книга не издавалась на русском языке. Ее основные идеи этой вы можете прочитать только в Библиотеке «Главная мысль».

Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

Законы влияния Сьюзан Вайншенк

Источник: http://www.knigikratko.ru/articles/5-tonkih-priemov-kak-nauchit-mozg-ne-otvlekatsya

Как заставить свой мозг работать на полную мощность: 5 научных методов, проверенных на практике

Хотите улучшить свое благополучие и производительность? У вас есть два выбора. Первый: займитесь йогой и защитите кандидатскую степень. Такой подход результативен, но занимает долгие годы и заканчивается облысением.

Второй: используйте встроенные чит-коды, чтобы форсировать деятельность мозга без всяких диссертаций и неудобных поз. Мы расскажем, как это делается. Нижеперечисленные методы отличаются степенью сложности, но не несут в себе угрозы для жизни, здоровья или экологии.

К тому же, ученые подтверждают, что они-таки работают!

1. Запоминайте списки методом Локи

Мы не умеем запоминать длинные списки, как это ни грустно. Подумайте: когда вы отправляетесь в продуктовый магазин, сколько товаров вы можете запомнить без шпаргалки? Три? Пять? Что, больше? Ну да, конечно – а потом вы приходите домой и понимаете, что забыли купить кефир, из-за которого, ешкин кот, и затевали поход в магазин.

Все это довольно странно, если учесть, что в отношении запоминания многих вещей в жизни мы никаких проблем не испытываем. К примеру, мы без труда припоминаем местонахождение сотен разных мест в черте города, даже если и не знаем их адреса.

Вы хоть адрес своей любимой булочной знаете? Точно так же мы запоминаем местонахождение сотен разных бытовых финтифлюшек – от «еще чистых» носков до холодильника.

О том, чтобы составить список всего своего барахла, никто из нас никогда и не задумывался, но когда сосед приходит с просьбой одолжить фонарик, мы обычно знаем, где его найти – как правило, в чулане со сгоревшей лампочкой. Вот если бы мы могли точно так же запоминать все, что захочется…

Метод:

Вы без труда находите дорогу потому, что огромная часть ваших вычислительных мощностей используется памятью для изучения окружающего пространства. Эти же мощности можно использовать для запоминания длинных списков. Настоящие мнемоники пользуются этим методом с незапамятных времен.

Как это работает: первым делом выбираем какое-нибудь место, которое мы можем представить без труда – свой дом, квартал, все что угодно. Затем мысленно симулируем прогулку по знакомому месту, а отдельные пункты в списке ассоциируем с конкретными точками маршрута.

Предположим, что вы пытаетесь запомнить список продуктов, выбрав окрестности для визуализации перечня. Что там первое в списке? Презервативы? Представляем дорожку разбросанных презервативов, ведущую вниз по лестнице.

Дальше пиво – представляем соседа в отключке возле подъезда, можно даже без штанов. Следующее в списке – пельмени, а значит, пусть на елках во дворе вместо шишек растут пельмени. Дайте поработать своему воображению.

Чем больше абсурда, тем лучше, ибо абсурдные сцены проще запоминаются.

Совет

Поначалу будет казаться, что это лишняя трата времени, но только поначалу – пока вы не поймете, насколько простым становится запоминание перечней. Все сводится к привлечению пространственной памяти. Причем, пользу вы увидите сразу, так как метод не требует долгих лет практики.

Во время одного исследования в 1968 году, американским студентам предложили запомнить список из 40 пунктов путем ассоциирования каждого с местом на территории университета.

Мало того, что в среднем они запомнили по 38 пунктов, но на следующий день студенты смогли вспомнить по 34 наименования в списке.

В ходе другого исследования, немецкие пенсионеры пытались запомнить аналогичный список по ассоциации с берлинскими достопримечательностями.

До использования метода Локи (а именно так он называется), они могли запомнить по три слова в среднем. Ассоциировав слово «отец» с берлинским зоопарком, пенсионеры смогли поднять показатель уже до 23 слов в списке.

И да, совсем не обязательно ассоциировать поштучно для каждого пункта. Серьезно, попробуйте.

2. Удерживайте информацию в памяти с помощью рационального повторения

Время имеет подлую привычку наобум стирать файлы в нашей памяти. Вот и получается, что вспомнить теорему Пифагора – никак, зато перечислить второй состав сборной Ямайки по хоккею – запросто.

По этой же причине студенты так любят готовиться к экзаменам в последнюю ночь – это не только из-за характерного разгильдяйства, но и из-за страха забыть часть материала при подготовке заранее в течение, скажем, месяца.

Вот и получается, что впихивают всю информацию в голову в последний момент, зная, что сразу после экзамена она улетучится. Еще ничего, если это не студенты медицинского университета… Скальпель не давать.

Обратите внимание

Что нам требуется, так это способ запоминать много и надолго, но без лишних заморочек. Другими словами, научный метод оптимизации темпорально-энергетических затрат при увеличении объема сохраняемой информации до максимального уровня в пределах биологически допустимых норм. Элементарно!

Метод:

Процесс потери информации головным мозгом можно измерить с помощью так называемой «кривой забывания». Для всех она немножко разная, но одинаково кривая. Суть в том, что чем больше проходит времени, тем больше вы забываете, причем наиболее быстро забывание происходит в первые же дни.

Если вы хотите, чтобы информация не терялась, для этого есть отличный метод. Придется затратить больше времени, чем в случае с методом Локи, но если на кону работа или диплом, оно того стоит.

В общем, необходимо выяснить с какой скоростью вы забываете данные, и адаптироваться с помощью «осмысленного запоминания» методом «рационального повторения».

Предположим, что вы учите испанский, а через четыре месяца грядет сессия. Самый примитивный вариант осмысленного запоминания потребует написания русских слов и их испанских аналогов (которые и являются целью) на карточках. Кроме того, потребуются три картонных коробки (в случае дефицита коробок, можно просто распределять карты по трем кучам, не важно) с маркировкой:

  1. Ежедневно
  2. Еженедельно
  3. Ежемесячно

Маркировка указывает на то, как часто вам придется просматривать карты в конкретной коробке. «Еще чего! Я и так могу запомнить!» – скажете вы. Можете, только ненадолго. А вот для того, чтобы определить насколько, нужны наши коробочки. Итак, целью метода является максимально возможное сокращение времени, потраченного на полное запоминание.

Поначалу, просматривайте карты каждый день. Те, которые вы запомнили, перемещайте из ежедневной коробки в еженедельную. Спустя неделю пересмотрите карты в еженедельной коробке. Те, что не вспомнили, положите обратно в коробку для ежедневной проверки.

С каждым днем количество карт в ежедневной куче будет уменьшаться. Спустя пару-тройку недель вы заметите, что некоторые карты сидят в еженедельной коробке безвылазно. Можно попробовать переместить их в ежемесячную коробку.

Важно

По истечении месяца проверяем третью, ежемесячную кучу и если что-то там забыли, кидаем забытое в еженедельник. В итоге все карты должны мигрировать в последнюю коробку, а слова прочно осесть в памяти. Растягивание же периодов проверки служит для экономии времени.

Зачем зубрить определенное слово каждый день, если достаточно сделать это раз в неделю или в месяц?

Естественно, периоды повторения в нашем примере чисто условны. Если экзамен через две недели, то можно сортировать материал по иным трем группам: раз в день, раз в два дня, раз в три дня. Главное – постепенно увеличивать длину периода между просмотрами.

И да, метод работает, да еще как! Один польский ученый по имени Петр Возняк провел на себе эксперимент, в ходе которого он запоминал бессмысленный набор из нескольких тысяч слогов.

Оказалось, что он смог вспомнить эту абракадабру спустя три года! Так что, если вы видите на улице бомжа, бормочущего какую-то несуразицу себе под нос – это он выпрямляет свою кривую забывания рациональным повторением. Не верите – спросите сами!

3. Записывайте (даже если не будете перечитывать)

А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.

Метод:

Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы.

Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста.

Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».

Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки.

Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.

Читайте также:  5 незыблемых функций генерального директора и его полномочия Совет

Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.

Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.

4. Контролируйте эмоциональные всплески с помощью недоминантной руки

Все мы знаем хотя бы одного дядьку, который любит побычиться из-за сущей ерунды – светофоров, перепутанного заказа в забегаловке, грядущего апокалипсиса. Обычно это милые ребята, пока у них не поедет крыша, и они не раскатают пенсионерку в блинчик асфальтным катком потому, что ее такса пометила не ту дверь.

Есть, конечно, куча всяких психотерапевтических фокусов для моментального успокоения, которым вас научила еще ваша классная руководительница («Остановись и сосчитай до десяти!»), но которые нифига не работают, ибо в момент озверения подойти к проблеме «взвешенно и конструктивно» оказывается несколько затруднительно. Что вам нужно, так это повысить барьер сопротивления желанию физической расправы, пока не пострадали невинные люди или Польша.

Метод:

Этот метод придумали ребята из Университета Нового Южного Уэльса. Будучи серьезными учеными, они отодвинули на второй план джаз и котят в солнечных очках, а вместо этого предложили особо буйным хоббитам почаще пользоваться недоминантной рукой. Нет, суть эксперимента не в том, что правша успокоится, если возьмет монтировку в левую руку. Все немного интересней.

Подопытным предлагали сменить роли рук в течение длительного периода и для выполнения вполне обыденных задач, не несущих угрозы человечеству – открывать и захлопывать двери, наливать кофе, писать начальству анонимные гадости по электронной почте и прочее.

Спустя пару недель участники эксперимента проявляли повышенный уровень эмоционального контроля даже при намеренных попытках вывести их из себя.

Как такое может быть? Дело в том, что «колоритное» поведение зависит не только от эмоционального уровня, но и от уровня самоконтроля. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что самоконтроль не безграничен. Хорошо потому, что это физический процесс. Другими словами, самоконтроль можно качать, как бицепс.

Привычные методы борьбы с темпераментным поведением включают в себя медитацию, психотерапию и смирительную рубашку.

Обратите внимание

В данном же случае, человека ставят лицом к лицу с целой кучей маленьких бытовых раздражителей, что позволяет выработать иммунитет к нервным срывам, не переступая через черту.

Ведь делать привычные вещи непривычной рукой не очень то и удобно, не так ли? А вот бить за это сковородкой некого. Приходится привыкать.

Важно

С точки зрения эволюции тут все ясно – если вы видите, что пещерная братия падает замертво налево и направо из-за доисторического гриппа, то есть смысл быстренько выработать иммунитет, дабы не испытать прелести смертных мук на самом себе. Так что, эти ваши врачи пудрят вам мозги, развешивая милые картинки чудесных пейзажей и веселых клоунов в приемной. Хотели бы помочь, повесили бы результаты вскрытия больного бубонной чумой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )