12 ловушек сунь-цзы: секреты восточной стратегии

12 ловушек Сунь-цзы: секреты восточной стратегии

Фото: Flikr

По материалам проекта “Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении”

Великий китайский мудрец Сунь-цзы впервые описал определенный тип поведения, который можно назвать азбукой стратагемщика. Стратагема – это стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость.

В Китае выработка стратагем стала своего рода искусством, обогатилась многими поколениями.

В знаменитом трактате Сунь-цзы «Искусство стратегии» – любимой книге Наполеона – перечислены 12 основных ловушек, которые стали основой любой успешной стратегии.

Обратите внимание

Князь царства У никак не мог решиться объявить соседям войну. На содержание профессиональной армии не было денег, и он боялся, что составленные из крестьян отряды будут разбиты.

Чтобы убедить правителя в том, что даже крестьяне сумеют одержать победу, если ими будет руководить мудрый военачальник, Сунь-цзы использовал триста наложниц князя, одетых в воинские доспехи и разделенных на два отряда.

Командирами отрядов Сунь назначил двух любимых жен князя. А сам взял в руки воинский барабан и начал обучать наложниц искусству, которое сегодня называется строевой подготовкой, – по сигналу барабана ходить строем, синхронно поворачиваться и закрываться щитами.

Однако наложницы не собирались подчиняться приказаниям и только смеялись в ответ на окрики полководца. Сунь-цзы был в ярости. Он сказал:

«Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это – вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза и приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это – вина командиров». И приказал отрубить головы командирам подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Увидев подобный разворот событий, князь сказал Сунь-цзы, что убедился в действенности его методов, и попросил не казнить любимых жен.

На что военачальник ответил: «Дело государя назначать полководцев и изыскивать средства на содержание сильной армии, а вмешиваться в воинские дела он не должен». И на глазах князя палач обезглавил наложниц.

Когда вновь ударил барабан, отряды женщин выполняли строевые упражнения лучше, чем обученные солдаты. Князь согласился с доводами Сунь-цзы и объявил войну соседям.

Именно после этого к родовому имени полководца Сунь, стали добавлять почетную приставку «цзы», что означает «наставник», «учитель». Сунь-цзы родился на рубеже VI – V веков до н.э. в древнекитайском царстве Ци. Однако прославился Сунь будучи военачальником другого царства – царства У.

Важно

Назначенный главнокомандующим войсками царства У, великий полководец покорил могущественную империю Чу на западе и царства Ци и Цзинь на севере. Военные успехи Сунь-цзы превратили царство У в могущественную империю.

Однако выдающийся стратег тяготился связанной с большими хлопотами жизнью военачальника.

Как только его стране перестала угрожать непосредственная опасность, он удалился от дел и посвятил остаток жизни дальнейшей разработке и систематизации своей стратегии.

После смерти Сунь-цзы его учение не было забыто. По приказу Наполеона Бонапарта миссионеры-иезуиты перевели трактат полководца «Искусство стратегии» на французский язык. Со временем этот труд стал одной из любимых книг многих выдающихся лидеров. 

12 ловушек Сунь-цзы – азбука стратагемщика.

«Непобедимость заключена в самом себе, возможность победы заключена в противнике», – Сунь-цзы впервые описал определенный стереотип поведения, который можно назвать азбукой стратагемщика.

Стратагема – это стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. В Китае за несколько столетий до нашей эры выработка стратегических планов – стратагем – вошла в практику и, став своего рода искусствомобогатилась многими поколениями.

Составлять стратагемы – это не значит все-время хитрить, обманывать и плести ловкие интриги. Это прежде всего умение просчитывать ситуацию на достаточное количество ходов вперед и использовать стратагемные ловушки, чтобы достичь успеха. Представьте себе, что проиграли в шахматы.

Ведь вы не заявите, что вас обманули? Превосходство игроков высшего класса, умеющих правильно использовать стратагемы, мы признаем без обид. Кроме того, надо помнить, что «уловка в руках низкого человека пусть и дарует ему на короткое время удачу, но в итоге приведет его к краху.

И лишь люди благородные с помощью уловки извлекут прочную выгоду и одержат конечную победу» (Дэн Цзяньхуа, «Сущность стратагем», Ухань,1994 г.).

Совет

Сунь-цзы оказал огромное влияние на разработку стратагем в их современном варианте. Его 12 ловушек – это своего рода основа знаний успешного стратагемщика.

Перечислим их:

Ловушка 1

Если можешь идти войной, показывай противнику, что не можешь.

Ловушка 2

Если готов действовать, показывай, что не готов.

Ловушка 3

Когда находишься вблизи, показывай, что ты далеко; а когда ты далеко, показывай, что ты близко.

Ловушка 4

Если противник хочет выгоды, клади наживку и заманивай его.

Ловушка 5

Покоряй противника, водворяя в его стане разлад.

Ловушка 6

Если противник в достатке (снаряжен), будь начеку.

Ловушка 7

Если противник силен, уклоняйся от него.

Ловушка 8

Вызвав в противнике гнев, приведи его в смятение и подтолкни к необдуманным действиям.

Ловушка 9

Приняв смиренный вид, разожги в противнике гордыню.

Ловушка 10

Если силы противника свежи, утоми его.

Ловушка 11

Если противник сплочен, посей в его стане раздор.

Ловушка 12

Нападай, когда противник не готов; выступай, когда он не ожидает.

Прочитать обо всех 36 китайских стратагемах мы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».

Источник: https://www.gd.ru/articles/4083-12-lovushek-sun-tszy-sekrety-vostochnoy-strategii

Библиотека КнигиКраткоКраткое содержание «Искусство стратегии»

12 ловушек Сунь-цзы и стратагемы

Непобедимый полководец Поднебесной

2500 лет назад жил человек, который имел всего 30 000 войска, но в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто он? Сунь-цзы. Секрет этого выдающегося стратега в том, что он понимал: для победы в любом деле нужна не сила, а знание. И этим знанием он поделился с потомками.

Сунь-цзы – это литературно-философский псевдоним военачальника Сунь У. Сунь является родовым именем, а приставка «цзы» использовалась в древности при уважительном обращении к ученому или добродетельному человеку.

Таким образом, Сунь-цзы в современном толковании означает «почтенный господин Сунь». Он родился на рубеже VI – V веков до н.э. в древнекитайском царстве Ци.

Однако прославился Сунь-цзы будучи военачальником другого царства – царства У.

Важно

Назначенный главнокомандующим войсками царства У, великий полководец покорил могущественную империю Чу на западе и царства Ци и Цзинь на севере. Военные успехи Сунь-цзы превратили царство У в могущественную империю.

Однако выдающийся стратег тяготился связанной с большими хлопотами жизнью военачальника.

Как только его стране перестала угрожать непосредственная опасность, он удалился от дел и посвятил остаток жизни дальнейшей разработке и систематизации своей стратегии.

После смерти Сунь-цзы его учение не было забыто. По приказу Наполеона Бонапарта миссионеры-иезуиты перевели трактат полководца на французский язык. Со временем «Искусство стратегии» стала одной из любимых книг многих выдающихся лидеров.

Говорят…

…чтобы продемонстрировать на деле свои методы управления, Сунь-цзы использовал весьма оригинальный способ…

≈≈

Обратите внимание

Князь царства У никак не мог решиться объявить соседям войну. На содержание профессиональной армии не было денег, и он боялся, что составленные из крестьян отряды будут разбиты.

Обратите внимание

Чтобы убедить правителя в том, что даже крестьяне сумеют одержать победу, если ими будет руководить мудрый военачальник, Сунь-цзы использовал триста наложниц князя, одетых в воинские доспехи и разделенных на два отряда.

Командирами отрядов Сунь назначил двух любимых жен князя. А сам взял в руки воинский барабан и начал обучать наложниц искусству, которое сегодня называется строевой подготовкой, – по сигналу барабана ходить строем, синхронно поворачиваться и закрываться щитами.

Однако наложницы не собирались подчиняться приказаниям и только смеялись в ответ на окрики полководца. Сунь-цзы был в ярости. Он сказал:

«Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это – вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза и приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это – вина командиров». И приказал отрубить головы командирам подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Увидев подобный разворот событий, князь сказал Сунь-цзы, что убедился в действенности его методов, и попросил не казнить любимых жен.

На что военачальник ответил: «Дело государя назначать полководцев и изыскивать средства на содержание сильной армии, а вмешиваться в воинские дела он не должен». И на глазах князя палач обезглавил наложниц.

Когда вновь ударил барабан, отряды женщин выполняли строевые упражнения лучше, чем обученные солдаты. Князь согласился с доводами Сунь-цзы и объявил войну соседям.

Читайте также:  5 способов мотивировать клиента купить здесь и сейчас

≈≈

Именно после этого к родовому имени полководца Сунь, стали добавлять почетную приставку «цзы», что означает «наставник», «учитель».

Знаменитые афоризмы Сунь-цзы

≈≈

Полководец – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. Он должен сам быть спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других.

≈≈

Умный полководец старается кормиться за счет противника.

≈≈

Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность.

≈≈

Война любит победу и не любит продолжительности.

≈≈

Важно

Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию не сражаясь.

≈≈

Самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска.

Источник: https://fictionbook.ru/author/viktoriya_shilkina/iskusstvo_strategii/read_online.html

Жизнь — это война: советы Сунь-цзы, которые помогут вам стать лучше

Всегда, когда это было возможно, Сунь-цзы предпочитал добиваться победы вовсе без боя или хотя бы для начала разбираться с самыми простыми сражениями.

Своим воинам он советовал выбирать неожиданные маршруты и атаковать незащищённые участки. Тактику ведения боя мыслитель сравнивал с водой: она стекает с высот, заполняя низины. Так и на войне: стоит избегать позиций, на которых враг силён, и наносить удар там, где супостат слаб.

Учение Сунь-цзы применяется далеко за пределами поля битвы, ведь главная его идея — для достижения цели нужно выбирать самый простой способ из возможных — на редкость универсальна.

Советы китайского мыслителя будут полезны в любых сферах — от развития бизнеса до потери веса и обзаведения новыми привычками. Давайте посмотрим, как можно использовать стратегию грамотного ведения войны в повседневной жизни.

Битва за правильные привычки

Слишком часто мы стремимся овладеть новыми привычками, воплотить в жизнь грандиозные планы и одержать иные победы, полагаясь исключительно на силу и действуя излишне прямолинейно. Мы смело идём в бой и атакуем врага — в данном случае пагубные пристрастия — в той точке, где он сильнее всего.

  • Пытаемся придерживаться диеты, обедая с друзьями.
  • Пытаемся писать книгу, когда вокруг стоит шум.
  • Пытаемся правильно питаться, когда шкафы забиты сладостями.
  • Пытаемся работать при включённом телевизоре.
  • Пытаемся сосредоточиться, имея под рукой смартфон с приложениями социальных сетей, играми и прочим отвлекающим мусором.

Когда же мы вполне закономерно терпим фиаско, то принимаемся обвинять себя: дескать, не так сильно стремились к цели или проявили недостаточную силу воли. Однако во многих случаях неудача — вполне логичный результат не малодушия, а плохой стратегии.

К чему начинать бой с попытки овладеть самым укреплённым участком? Зачем пытаться завести новую привычку в условиях, которые лишь затрудняют прогресс?

Сунь-цзы никогда не вступал в битву, если её условия не обеспечивали достаточного преимущества. И уж точно он не начинал с атаки на участки, где противник сосредоточил главные силы. Так же должны поступать и вы: двигайтесь к новым привычкам небольшими шагами, собираясь с силами и занимая лучшую позицию для нанесения удара.

Сунь-цзы, повелитель привычек

Разберём на примерах, как можно применить идеи победоносного стратега в деле освоения новых привычек.

Пример 1

Сунь-цзы: «Только тогда вы будете уверены в успехе своих атак, когда атакуете незащищённые места».

Что это означает. Только тогда вы обзаведётесь привычкой, когда она легка для освоения.

Пример 2

Сунь-цзы: «Тот одержит победу, кто знает, когда стоит сражаться, а когда нельзя».

Что это означает. Тот изменит своё поведение, кто знает, какими привычками обзавестись в первую очередь, а какие отложить на потом.

Пример 3

Сунь-цзы: «Разумный полководец избегает столкновения с противником, когда дух того силён, но наносит удар, когда тот вял и помышляет о бегстве».

Что это означает. Разумный человек избегает борьбы с пагубными привычками там, где они сильны, но сражается с ними там, где они слабы и легко поддаются изменению.

Вступайте в сражения, которые вам суждено выиграть

Самосовершенствование — вопрос не силы воли или организованности. Всё дело в выборе верной стратегии. То, что люди считают слабохарактерностью или нежеланием что-либо менять, часто оказывается лишь результатом попыток обзавестись хорошими привычками в категорически неподходящих условиях.

  • Если вы хотите читать больше книг, не пытайтесь делать это, пребывая в одной комнате с компьютером и телевизором. Переместитесь в менее отвлекающую обстановку.
  • Если у вас серьёзные проблемы с лишним весом, не тренируйтесь по программам для продвинутых спортсменов. Конечно, можете попробовать, но это не та битва, в которую стоит ввязываться прямо сейчас. Начните с посильной нагрузки.
  • Если вас окружают люди, что поднимают на смех любое ваше начинание и мешают достижению целей, найдите другое место для работы. И заодно смените окружение на более дружелюбное.
  • Если вы оттачиваете писательское мастерство, когда дети приходят из школы и в доме воцаряется хаос, вряд ли у вас что-то получится. Выберите более подходящее время.

Воспитывайте привычки там, где проще всего это делать. Трезво оцените ситуацию и перепишите правила игры так, чтобы преимущество было на вашей стороне.

Звучит банально, но как часто вы обнаруживали, что вступили в самый изматывающий бой, даже не обратив внимания на те, что полегче? Для сложных битв у вас будет полно времени. Разберитесь сначала с простыми.

Лучший путь к совершенству — тот, на котором вам не придётся преодолевать сопротивление. Участвуйте лишь в тех сражениях, что сулят вам победу.

Источник: https://lifehacker.ru/sun-tzu-lessons/

Чувства и отношения

 Прежде чем начинать войну, следует оценить пять элементов, опреде­ляющих успех. Только так можно составить правильное суждение.

Эти пять элементов следующие: Дао (моральные устои и этика); Дянь (своевременность); Ди (местность и ресурсы); Цзянь (лидерство); Фа (управление).

Первая глава трактата Сунь-Цзы «Искусство войны» со­держит ключевую идею книги и включает все принци­пы, которые обсуждаются в последующих 12 главах.

Сунь-Цзы начинает эту главу с обсуждения концепции, полу­чившей название Цзи1. Слово имеет широкий спектр значений: составление схем и планирование, прогнозирование, сравнение, анализ. Все эти элементы являются частью «предвоенной» стра­тегии — иными словами, это шаги, которые необходимо сделать, прежде чем приступить к действиям.

1 Для максимальной точности в некоторых переводах перед словом цзи вставляется слово ши, означающее «начинать», «приступать». В ис­ходном тексте использовано только слово цзи. — Примеч. авт.

Дао. Ваши моральные устои и мотивы. Если ваш моральный облик безупречен, коллеги будут готовы поддержать и подстра­ховать вас в вашем деле.

Дянъ. «Своевременность». Есть время действовать и время, когда гораздо лучше подождать. Дянь поможет вам выбрать вер­ную тактику.

Ди. «Земля», «территория» или «ресурсы». Ди указывает на препятствия, с которыми вы сталкиваетесь на пути к успеху. Ровная ли местность? Иными словами, все ли на работе идет гладко или же каждая задача схожа с подъемом на горную вер­шину? В понятие Ди также входит расстояние, которое вам нуж­но преодолеть, чтобы достичь цели.

Цзянь. «Лидерство». Сунь-Цзы считал, что лидеру должны быть присущи мудрость, доверие, благожелательность, смелость и твердость.

Фа. «Управление» — то, что мы сейчас называем менеджмен­том.

Ваша «армия» должна быть прекрасно организована, дис­циплинированна и ответственна, а вы как лидер должны быть сильным и беспощадным в стремлении установить порядок.

(От­метим, что учитель Сунь принимал парадоксальное сочетание элементов Дао и Фа как часть своего стратегического мышления. Позже я объясню, как вам установить равновесие между этими элементами.)

О чем нужно помнить, принимая стратегию

Тех, кто тщательно просчитывает свои стратегии, ждет победа. Тех, кто небрежен в расчетах, ждет поражение.

1.  Ни одна из стратегий, описанных в «Искусстве войны» Сунь-Цзы, не является самодостаточной. Все элементы взаимосвяза­ны. Иными словами, стратегия многомерна.

2. Используйте силу парадокса. Даосская философия, на которой основано «Искусство войны» Сунь-Цзы, утверждает, что добро и зло не являются противостоящими силами.

Их противоположность не абсолютна; скорее они связаны друг с другом — подобно тому, как мы узнаем красоту, потому что ви­дим также и уродство, или определяем короткое, сравнивая его с длинным. И в даосизме, и в «Искусстве войны» нет ни истинно­го, ни ложного, ни черного, ни белого.

Читайте также:  5 уникальных особенностей управления от основателя сети mcdonald’s

Для каждого действия есть свое время и место, и то же самое действие приведет к другим результатам, когда изменятся ваши соперники или обстоятель­ства. Вы смущены? Прекрасно.

Это первый шаг к пониманию «Искусства войны»; вам придется избавиться от привязанности к четкому определению реальности и начать воспринимать весь спектр парадоксов и двусмысленностей. Это — основа искусства войны и искусства жизни.

3.  Не ищите правил и логики. Единственное правило со­стоит в том, что правил не существует. Примеры из жизни, которые я привожу, призваны помочь вам понять сказанное; это не инструкции, которым необходимо следовать.

Специ­фические особенности вашей ситуации — вы, ваш оппонент, ваше окружение, выбор времени — не будут в точности таки­ми же, как у кого-то еще; а следовательно, и результат будет иным.

Замена всего лишь одного элемента полностью меняет всю картину.

Как писал Сунь-Цзы: «Стратегию, обеспечившую вам побе­ду, невозможно повторить тем же способом».

4.  Стратегия не связана с изменением вашего мышления. Она связана с осознанием своего места в окружающем мире. Подумайте о потоке воды, впадающем в озеро или океан. У него есть цель, но курс может меняться в зависимости от рельефа местности. Стратегия — это не правила; это приспособ­ление.

Источник: http://cpp.dreamwaver.org/sun-czy-iskusstvo-vojny/

Искусство войны Сунь Цзы

«Искусство войны» — один из первых трактатов, посвящённых военной стратегии, тактическим приёмам и самой философии войны. Автором книги был китайский полководец и философ Сунь Цзы, живший в VI веке до н. э. Его концепции и рекомендации легли в основу военной практики большинства азиатских стран.

В начале XVIII века «Искусство войны» стали переводить на европейские языки. Известно, что трактат был настольной книгой Наполеона Бонапарта, также изложенные в «Искусстве войны» идеи заинтересовали руководство нацистской Германии.

А в наши дни труд Сунь Цзы используется для обучения офицерского состава армии США.

Личность Сунь Цзы и история написания трактата

Вплоть до III века до н. э. Китай не был единым государством. На территории Поднебесной располагалось несколько независимых царств, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом. Сунь Цзы родился приблизительно в середине VI века до н. э.

в царстве Ци. Он сделал блестящую военную карьеру и стал наёмным полководцем при князе Хэлюе, возглавлявшем царство У. При дворе князя Сунь Цзы прославился своей мудростью и прозорливостью.

Совет

По просьбе Хэлюя полководец и написал «Искусство войны», где изложил все свои знания.

Однако Сунь Цзы прославился не только как теоретик, но и как практик. Благодаря его таланту, царство У сумело подчинить себе соседние княжества.

Ключевые идеи

Представления Сунь Цзы о войне отличаются своей целостностью. Его труд очень последователен и обстоятелен. Единые, законченные идеи пронизывают каждую главу текста. Основные мысли Сунь Цзы заключаются в следующем:

  • Война — это всегда убытки. Поэтому любой конфликт нужно решать, в первую очередь, дипломатически.
  • Спешка и эмоции — верный путь к гибели. Военачальник должен быть сдержан и полагаться только на здравый смысл.
  • Основная задача полководца — добиться управления противником.
  • Главное на войне — не удача, а владение информацией.
  • Боеспособная армия — это та армия, в которой солдаты обеспечены всем необходимым, чётко знают свою цель и строго подчиняются командирам.

Краткое содержание трактата

«Искусство войны» состоит из 13 глав, каждая из которых рассматривает те или иные аспекты подготовки войны и ведения боя.

Предварительные расчёты

Сунь Цзы подчёркивает, что выиграть войну без тщательной подготовки невозможно. Прежде чем начинать войну, правитель и полководец должны проанализировать пять главных элементов войны.

  • Во-первых, нужно оценить «Путь» — то есть, состояние общества, отношение народа к власти и возможным военным действиям.
  • Вторая важная составляющая — это «Небо» — время, которым может располагать воюющая сторона.
  • Третий элемент — «Земля» — местность, на которой будет вестись война, время года и погодные условия.
  • Четвёртая составляющая — сам «Полководец». Необходимо понять, насколько талантлив человек, возглавляющий войско, способен ли он действовать разумно и беспристрастно.
  • И, наконец, пятый важный элемент — «Закон». Сюда относится всё, что касается непосредственно армии (уровень подготовки солдат и офицеров, провизия, вооружение, форма и многое другое).

Ведение войны

Полководец должен не только предугадать возможные тактические ходы противника, но также подчитать убытки, которые повлечёт за собой война, и потенциальные приобретения.

Нельзя затевать войну без подробной сметы, где учитывались бы расходы на нужды армии.

При этом талантливый военачальник сумеет избежать излишнего затягивания боевых действий и, тем самым, убережёт государство от дополнительных трат, а солдат — от голода, болезней и лишений.

Планирование нападения

Сунь Цзы советует полководцам не спешить с началом боевых действий. Битва — это самое последнее средство ведения войны. Прежде чем переходить к сражению, нужно испробовать дипломатию, подкуп, запугивание, дезинформацию и шпионаж. Противник должен быть лишён союзников и сбит с толку. Только после этого можно переходить к быстрой и решительной атаке.

Для того чтобы война окончилась победой, каждый человек¸ находящийся на поле брани, начиная от простого солдата и заканчивая правителем, должен преследовать общую цель.

Форма

Полководец должен уметь найти ту точку, на которой он сможет закрепиться при неудаче. Как только его армия достаточно окрепнет, можно будет начать продвижение вперёд.

Мощь

Задача полководца — перехватить стратегическую инициативу и заставить противника двигаться в нужном направлении. Для того чтобы овладеть этой инициативой, военачальник должен уметь правильно вести бой и маневрировать. Каждый манёвр приближает противника к ловушке, всё больше запутывая вражескую армию.

Полнота и пустота

В этой главе Сунь Цзы вновь напоминает о важности предварительных расчётов. Победа будет гарантирована тому, кто первый придёт на поле боя. Опоздание же грозит катастрофой. Полководец должен успеть изучить местность, занять более выгодные позиции, возвести укрепления и дать отдохнуть своим солдатам.

Также главнокомандующий должен понимать логику, которой руководствуется противник, знать все слабые и сильные места врага. От этих сведений напрямую зависит план наступления и все последующие маневры армии.

Борьба на войне

Даже самые быстрые и мощные атаки ничего не дадут, если в стане врага царят порядок и дисциплина. Полководец должен уметь измотать и деморализовать своего противника. Только после этого наступление увенчается успехом.

Излишняя спешка на войне обычно приводит к гибели. Лучше потратить время на изучение дорог и общение с местными жителями, чем перейти к атаке, которая быстро разобьётся об укрепления противника.

В то же время полководец должен следить и за порядком в своём лагере. Только единство и дисциплина приведут к цели.

Девять изменений

В этой главе Сунь Цзы отмечает, что причинами поражения могут быть не только успешные действия противника или неудачное место дислокации, но и неумение полководца контролировать свои эмоции.

Некоторые военачальники ведут себя на поле боя слишком отчаянно и безрассудно, стремясь к смерти, а некоторые — трусят и в результате попадают плен.

Часть полководцев слишком сурова к своим солдатам, а часть — обходится с ними слишком мягко. В обоих случаях армия перестаёт подчиняться своему командующему. Также губительно и чрезмерное честолюбие главнокомандующего.

Это чувство может привести к тому, что полководец забудется во время боя и потеряет своё хладнокровие.

Поход

В этом сугубо практическом разделе Сунь Цзы, опираясь на свой опыт, рассказывает, как нужно вести военные действия на разных типах местности, правильно форсировать реку, двигаться по горам, какие точки следует выбирать для начала боя. Также он уделяет внимание поведению противника и поясняет, как следует трактовать те или иные действия врага.

Формы местности

Сунь Цзы немного дополняет предыдущую главу, рассказывая о ведении боя в тех или иных природных условиях. Но большая часть раздела посвящена отношениям между полководцем и солдатами.

Сунь Цзы считает, что командир должен уметь поддерживать баланс при общении со своими подчинёнными. Обычно солдаты готовы умереть за полководца, который их любит и о них заботится.

Читайте также:  6 советов начинающим предпринимателям от бизнесмена, который никогда не сдавался

Но у слишком мягкого главнокомандующего армия может легко выйти из-под контроля.

Девять местностей

Данная глава раскрывает специфику ведения боя на своей и вражеской земле. Сунь Цзы рассказывает о том, в каких случаях лучше захватывать новые территории, а в каких — будет рациональнее отступить. Также в тексте присутствует описание местностей, наиболее подходящих для атаки, отступления или окружения.

Огневое нападение

В главе рассказывается об уничтожении складов, полей, припасов и вооружённых сил противника. При этом Сунь Цзы призывает руководствоваться не злобой и жаждой мести, а исключительно благоразумием.

Использование шпионов

Сунь Цзы подчёркивает, что даже самый лучший план тактического наступления не стоит ничего, если полководец не имеет сведений о противнике. Использование шпионов нужно не только для того, чтобы знать всё о стане врага, но и для того, чтобы сам противник получал ложную информацию.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/iskusstvo-vojny-sun-czy/

Сунь-цзы Искусство войны

Был человек, которой имел всего 30 000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы, так сказано о самом знаменитом из полководцев Китая в трактате Вэй Ляо-цзы.

Согласно Запискам Сыма Цяня, Сунь-цзы был полководцем княжества У во время правления князя Хо-люя. Именно заслугам Сунь-цзы приписываются военные успехи княжества У, принесшие его князю титул гегемона ба.

Согласно традиции принято считать, что именно для князя Хо-люя и был написан Трактат о военном искусстве.

Обратите внимание

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, и, при этом, содержащий четко выраженные общие принципы как стратегии, так и тактики, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая, от У-цзы и до Мао-цзе-дуна.

Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань , а новые продолжают создаваться по сей день.

Хотя сам Сунь-цзы и не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями, поколения комментаторов обеспечили нас огромным количеством эпизодов из китайской и японской военной истории, иллюстрирующих его положения.

Из всех Семи военных канонов Военная стратегия Сунь-цзы, традиционно известная как Искусство войны, получила наибольшее распространение на Западе.

Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий, она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название.

Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века.

Больше тысячи лет концепции книги вызывали непрерывные дискуссии и страстные философские дебаты, приковывая внимание весьма влиятельных в различных областях фигур. Хотя книга много раз переводилась на английский, а переводы Л. Джайлса и С. Гриффита не утратили значения до сих пор, продолжают появляться новые.

Искусство войны Сунь-цзы – один из древнейших военных трактатов об искусстве стратегии. Несмотря на его военную направленность и временную удаленность от реалий сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что по глубине рассматриваемых вопросов стратегии Искусство войны – одно из лучших произведений.

Искусство войны – это сплав философии, искусства и науки ведения войны. Сунь-цзы в краткой и сжатой форме излагает основные принципы ведения войны и подготовки к ней.

Представленный здесь перевод и толкование трактата Сунь-цзы выполнил выдающийся отечественный востоковед – академик Николай Конрад. Это один из лучших переводов Искусства войны и комментариев к Сунь-цзы, которые мне попадались на русском языке.

Обратите внимание

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, и, при этом, содержащий четко выраженные общие принципы как стратегии, так и тактики, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая, от У-цзы и до Мао-цзе-дуна.

Источники: knijky.ru, chugreev.ru, tululu.org, www.torrentino.com, www.5port.ru

Источник: http://objective-news.ru/poznavatelnaya-infrmaciya/sun-czy-iskusstvo-vojny.html

Сунь Цзы и его книга «Искусство войны»

Сунь-Цзы и его книга «Искусство войны». Иллюстрация: SM Yang/Великая Эпоха 

Сунцы, также известный как Сунь-Цзы, — высокопоставленный военный, генерал и стратег в древнем Китае. Его называют великим учителем стратегии всех времён. Настоящее имя Сунь-Цзы было Сунь У. Он родился в 535 г. до н. э.

Он был дворянином в царстве Ци исторического периода «Весны и Осени». После войны он бежал в королевство У и жил там затворнической жизнью, посвятив себя изучению военного искусства.

«Искусство войны» является ценным китайским военным трактатом, который написал Сунь-Цзы для правителя королевства У.

Однажды монарх вызвал Сунь-Цзы и сказал: «Вы написали тринадцать глав «Искусства войны», и теория в каждой главе кажется вполне совершенной. Однако это только теория, и никто не знает, может ли она быть применена на практике».

Важно

Сунь-Цзы ответил королю: «Вы можете дать указание и позволить мне показать мои теории в действии? Тогда вы сможете понять “Искусство войны”». Король сразу же собрал в своём дворце 180 наложниц. Сунь-Цзы разделил их на две команды и назначил двух любимых наложниц правителя командирами отрядов.

Вначале наложницы не относились к этому серьёзно и не следовали инструкциям Сунь-Цзы, поэтому отряды выполняли команды хаотично, сколько бы Сунь-Цзы не учил их.

Снова и снова Сунь-Цзы просил, чтобы наложницы не принимали это как шутку, и предупредил их, чтобы они не совершали ошибок, иначе будут наказаны. Однако они только смеялись и не обращали внимания на Сунь-Цзы.

Сунь-Цзы сердито посмотрел на «командирш» и сказал: «Вы, командиры, не выполняли своих обязанностей и должны быть наказаны». После этого двух наложниц по военным законам казнили.

Потеря двух наложниц расстроила правителя, и тот решил прекратить учения. Сунь-Цзы был разочарован и сказал ему: «Вы готовы сражаться только на словах и не намерены готовить армию».

В конце концов монарх понял, что Сунь-Цзы был действительно выдающимся знатоком военного искусства. Сунь-Цзы был назначен главнокомандующим. Он разгромил царство Чу и нанёс поражение царствам Ци и Цзинь.

Сунь-Цзы прославился не только военными подвигами, но и создал ряд теорий военного искусства, в котором особо выделяется изложенная в книге «Искусство войны». 13 глав в полной мере отражают концепции ведения войны.

«Искусство войны» охватывает почти все военные теории, такие как стратегия, психология, метеорология, топография и т. д. Кроме того, книга также затрагивает вопросы политики, экономики, истории, философии, литературы и естественных наук.

Поэтому все китайские политические деятели, стратеги, философы и писатели придают книге большое значение. Более того, эта теория распространилась по всему миру. Ещё при династии Тан книгу начали изучать в Японии.

Совет

В настоящее время теории и идеи «Искусства войны» часто используются в процессе принятия решений в современном бизнесе и социальном управлении.

Согласно «Искусству войны», наивысшее достижение вооружённых сил — «покорять другие армии не в бою». Это означает, что лучшая победа достигается без кровопролития.

Сунь-Цзы описывает «меры предосторожности на войне». Он отметил: «Война является важным национальным событием и имеет серьёзные последствия не только для отдельных людей, но и для выживания нации.

Поэтому мы должны быть осторожными и сначала должны рассмотреть, уместно ли начинать войну с другими странами». Кроме того, он предупредил, чтобы правители и генералы страны не начинали войну только из-за гнева.

С его точки зрения, люди должны дважды подумать, прежде чем начать войну, и принимать решение исходя из интересов своего народа.

«Искусство войны» многие считают книгой о победе в бою. Однако книга также учит понимать цель использования военных сил, чтобы уберечь людей от страданий, потрясений и вернуть мир людям. Те, кто поняли теории «Искусства войны», возможно, поняли и истинный смысл жизни, и, скорее всего, они сложат оружие.

Изучая эту книгу, многие люди в истории поняли, как улучшить свою жизнь путём улучшения добродетели. И правители и придворные научились управлять делами достойно. Сегодня лидеры в различных сферах руководствуются «Искусством войны» в вопросах стратегии и управления.

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/50746/4/

Ссылка на основную публикацию